Споттер что это такое

Что такое споттер?

споттер что это такое

Принцип точечной сварки известен давно, но в практике работы автомастерских стал использоваться в России совсем недавно. С тех пор как выяснилось, что вмятину на кузове часто гораздо проще выправить, если не выколачивать ее изнутри, а тянуть снаружи, зацепившись за шайбу или проволокут, приваренные к поврежденной панели. Так появились особые аппараты точечной сварки – споттеры. О них и пойдет сегодня речь.

Чтозначит spotter?

Во всем мире споттерами (название происходит от англ.

spot — точка) называются все виды аппаратов контактной сварки, у нас это название прочно прикрепилось к аппаратам односторонней сварки с обратным молотком в комплекте, используемым для ремонта видовых поверхностей кузова.

Одним из основных действий, выполняемых при проведении современных кузовных работ, является замена поврежденных элементов кузова. Однако, замена далеко не всегда необходима, либо ее выполнение значительно дороже ремонта поврежденного элемента.

Технологии устранения вмятин на кузове

  • выдавливание изнутри;
  • вытягивание снаружи.

При использовании первого метода необходимо выполнять демонтаж и разборку элементов автомобиля, затрудняющих доступ к поврежденному месту, как правило, это обшивка. Это трудоемкий процесс, отнимающий много времени, с которым связан риск повреждения как элементов крепления, так и самой обшивки.

Особенности рихтовки с помощью споттера

Фактически споттер – это одна из разновидностей аппарата точечной сварки. Но, в отличие от последнего, у него, как правило, нет сварочных клещей, между контактами которых пропускается ток.

У споттера один вывод («земля») от источника тока присоединяется к детали (путем приварки шайбы, кузовных щипцов или магнитной массы) достаточно близко к зоне ремонта, а другой – непосредственно к пистолету (стаддере) с электродом. Вся хитрость заключается в том, что кузовной металл в месте сваривания не деформируется, т.к.

температура плавления сварочной шайбы чуть меньше плавления ремонтного элемента. А после выполнения своей задачи шайба легко удаляется скручиванием. Т.е. работа с применением споттера состоит в приваривании элемента крепления, который выступает как держатель для вытягивания вмятины.

Сама вытяжка происходит либо с помощью инерционного молотка, либо пневматических и рычажных вытяжных приспособлений, а именно усилие правки может прикладываться к приваренным элементам либо плавно, через рычаги и с помощью разного рода гидроцилиндров, либо ударно, через инерционные обратные молотки. Токи приваривания доставточно большие (>1200А), поэтому используются короткие кабели большого сечения и тщательно зачищают металл в месте присоединения кабеля.

При покупке споттера, обратите Ваше внимание с ручным он или микропроцессорным управлением. Первый тип считается устаревшим и не позволяет точно контролировать параметры сварки в широком диапазоне.

Новые технологии, микропроцессорное управление с предустановленными программами упрощают работу и позволяют в считанные секунды сменить режим и продолжать работу без задержки, не тратя времени и нервов на настройку.

В запрограммированных настройках оптимально подобраны сила тока и время импульса, что исключает прожиг ремонтируемой детали и увеличивает срок использования расходников. Для настройки необходимо выбрать один из режимов инструмента, при необходимости можно изменить уровень мощности.

Все это делается двумя кнопками, срабатывание происходит автоматически, с достаточной задержкой для постановки инструмента, позволяя сконцентрироваться только на работе.

Преимущества использования споттера

Основное преимущество этого метода заключается в сокращении времени и затрат на ремонт. Ведь при использовании споттера исключается необходимость в замене кузовной детали, разборки и сборки салона. Как следствие, не требуется пугать клиента сроками на заказ ремонтной части и итоговой ценой всего ремонта; сроки и цена — это главное, чем интересуются при обращении в автосервис. А невысокая цена и простота использования дополняют его популярность.

  • он позволяет ремонтировать элементы, которые до сих пор подлежали исключительной замене;
  • значительно сокращает время ремонта;
  • позволяет применение клеевых технологий и осуществление ремонта алюминиевых элементов;
  • небольшая цены инструментов со сравнению с получаемым эффектом.

Режим 1

В этом режиме используется обратный молоток или пуллер. Пуллер — специальное устройство, подключаемое к разъему пистолета. Этот режим используется для исправления небольших, неглубоких вмятин — наиболее часто встречающихся повреждений.

Они легко выправляются и составляют большую часть работ, принося быстрые и «легкие» деньги. Особенно позволяют насладиться качеством работы машины последнего поколения, т. к.

применяемые новые упругие металлы прекрасно вспоминают свои первоначальные формы.

Режим 2

Используется для приварки тянущих элементов с помощью специальных электродов. К тянущим элементам — волнистая проволока, прямые или крученые кольца (сережки) — можно приложить значительное усилие, которое и позволяет исправить сильные повреждения, вплоть до восстановления порогов с замятыми ребрами.

Режим 3

Используется со специальным коротким омедненным электродом для осаживания выпуклостей от обратного молотка, пуллера, клеммы массы или от следов отвертки, которой случайно выдави- ли металл при арматурных работах.

Режим 4

В этом режиме используется угольный электрод, с помощью которого разогревается значительная поверхность листа. Нагрев позволяет осадить металл и избавиться от «хлопуна», получаемого при вытягивании большой поврежденной поверхности.

Режим 5

В этом режиме с помощью специальных омедненных электродов приваривают элементы крепления молдингов и шумоизоляции, которые могли быть удалены в процессе ремонта или, как правило, отсутствуют на новых деталях.

Режим 6

Используется для приварки шайбы, с помощью которой крепится клемма массы аппарата. Правда, этот режим применяют и для вытягивания с помощью тех же колец и крюка с 2,5-килограммовым обратным молотком.

Режим 7

Используя специальный омедненный электрод (с магнитом для удержания привариваемого болта), можно приварить болты под резьбу или саморезы под пластик. С их помощью устанавливаются плашки тормозных трубок, жгутов электрики или клемм массы, которые отсутствуют на новых деталях или были срезаны при проведении восстановительных работ.

Рекомендации по использованию споттера

  • При подключении к электрической сети необ- ходимо учитывать, что сечение проводов, подведенных к электрической розетке, должно быть не менее 2,5 мм (для аппаратов, потребляющих ток 32 А, сечение должно быть не менее 4 мм ). Если используется удлинитель, то сечение кабеля должно быть увеличено в зависимости от длины. Автоматические предохранители на распределительном щите должны быть с индексом кривой отсечки, т. е. с задержкой по срабатыванию: для модели на 230В — 25 А, для модели на 380В — 16 А. Все эти рекомендации возникают из-за самого метода сварки — метода короткого замыкания, иначе потери по сопротивлению на кабелях не позволят получить желаемый результат. Зачищенные места необходимо очистить от пыли после подготовки поверхности, иначе происходит сильное искрение, больший расход наконечников, меньше комфорта в работе.
  • Клемму массы «земля» необходимо устанавливать как можно ближе к месту работ и ни в коем случае на ставить на соседнею деталь.
  • Следить за прочностью контактов в местах крепления инструмента и массы. Плохой кон- такт провоцирует пробои и выход из строя мест крепления инструмента.
  • Приварку, например, волнистой проволоки, необходимо начинать с дальней точки и двигаться к массе, иначе будет шунтирование, ток будет идти по наименьшему сопротивлению, и каждая последующая точка будет слабей предыдущей. При этом необходимо следить за тем, чтобы проволока касалась детали не всеми точками, а только той, которая приваривается в данный момент.
  • Сила нажатия инструментом на деталь при сварке — просто уверенное прикосновение. Контактную сварку также называют сваркой сопротивлением. Если нажатие будет очень сильным, то и сварки может не произойти, сопротивление в месте контакта может быть близко к нулю, будет легкое прилипание.
  • При значительной площади повреждения детали начинать вытяжку необходимо с края, двигаясь к середине по спирали. Это позволит избежать провала вокруг центра, за который обычно начинают вытягивать. Металл растягивается и, как следствие, хлопун обеспечен. Постепенное вытягивание по спирали позво- ляет избежать чрезмерной растяжки металла и обеспечивает экономию времени.

Ведущие производители сварочных аппаратов

  • Италия Франция (GYS, Deca, Telwin). (М14х1.5мм);
  • Китай (Nordberg, WiederCraft, Holex, Русский мастер, Atis). (М16х1.5мм);
  • Китай (Solary) (М14х2мм).

*(в скобках указана резьба на обратном молотке)

Аксессуары и расходники для споттера

На современном рынке оборудования для кузовного ремонта представлено широкий выбор споттеров и аксессуаров к ним.

Необходимо быть внимательным при подборе адаптеров для споттеров различных производителей, однако это не является препятствием для использования «не родных» аксессуаров, так как существуют переходники любых конфигураций.

Многообразие расходных материалов позволяет мастеру исходя из конкретных условий ремонта выбрать наиболее удобный способ вытяжки и ремонта.

Выбрав оптимальные параметры работы рихтовального споттера, можно добиться очень хороших результатов ремонтных работ без излишнего повреждения структуры кузова, значительно сэкономив при этом временные и финансовые ресурсы.

При покупке обратите пристально внимание на набор аксессуаров. Как правило, споттеры “из поднебесной” укомплектованы по полной программе (в том числе и тележкой) и докупать ничего не придется. На фото показаны аксессуары для споттера ATIS 54L.

Итальянские и французские споттера (до 50тыс.руб) редко комплектуются тележкой и гребенкой.

Если у Вас возникнет вопрос какой споттер купить китайский или европейский – берите европейский. Потому что несмотря на более высокую стоимость он окупится у Вас очень быстро из-за меньшей мощности потребления при одном и том же сварочном токе, поскольку вторичная обмотка трансформатора у этих споттеров медная и следовательно выше КПД (меньше нагружают сеть).

Более того, европейские споттеры имеют интеллектуальное микропроцессорное управления исключающее ошибочный прожиг металла. Что очень актуально при использовании на современных автомобилей листового металла очень тонкой толщины (0,6мм).

Цена на споттер зависит как от производителя так и от максимального тока сварки и комплектации, и начинается от 24000 руб на модель с max 1300А. Что вполне достаточно для приварки шайб и осаждения металла нагревом с помощью угольного электрода. Если Вы планируете использовать споттера в качестве аппарата точечной сварки рекомендуем обратить внимание на модели с max током от 3000А.

Источник: http://autocolor24.ru/chto-takoe-spotter

Споттер для кузовного ремонта. как он работает? — Инструмент Мастер

споттер что это такое

В профессиональном кузовном ремонте автомобиля непременно понадобится такой аппарат, как споттер. Он заменяет множество приспособлений для ремонта, и мастеру не придется заниматься лишней работой. К образовавшейся вмятине не всегда есть возможность добраться изнутри, именно в таких случаях на помощь нам придет споттер.

Что такое споттер? Это та же контактная сварка, но главное его отличие в том, что он, за счет большой емкости заряда конденсатора, воздействует на поверхность минимальное количество времени.

Сварку производят при помощи сильного тока, а температура достигает практически температуры плавления.

И при воздействии на листы металла в течение всего лишь одной секунды, они, под воздействием высокой температуры и прижимания друг к другу, сплавляются между собой.

В профессиональном кузовном ремонте автомобиля непременно понадобится такой аппарат, как споттер

Как работает устройство

Главное предназначение аппарата — возвращать в исходное состояние поврежденные детали и элементы поверхности. Он имеет разные насадки и режимы работы. Используется для рихтовки таких деталей авто на кузове: крыльев и порогов, помогает исправить двери, капот, а также выровнять крышу.

Ток сварочным аппаратом выдается как постоянный, так и переменный. Различают профессиональные (имеют колесики, благодаря которым аппарат можно перемещать в удобное место) и компактные (ручные) споты. Абсолютно все модели оснащены возможностью регулирования силы тока и мощности. Обычно панель с механизмом управления/настройки размещена спереди инструмента.

Двум кабелям — рабочему проводу с пистолетом и «массе» — следует быть отделимыми от корпуса споттера. Пистолет — это механизм оперирования при рихтовке.

В имеющийся фиксатор, который находится на его конце, устанавливают нужную насадку:

  • обратную присоску и молоток;
  • электроды;
  • крюк;
  • адаптеры, с учетом разных видов сварки.

Аппарат для кузовных работ Споттер Kripton SPOT 2 new

Выбор споттера

В магазинах профессионального автомобильного оборудования представлен широкий выбор аппаратов точечной сварки, которые очень похожи параметрами, но находятся в разном ценовом сегменте. Причем абсолютно точно не стоит обращать внимание исключительно на стоимость товара.

Сколько стоит споттер? Цена зависит от производителя и комплектации. Часто случается так, что хорошо зарекомендовавшие себя у профессионалов модели имеют не очень высокую стоимость.

Главное, определиться, какая работа споттером будет производиться, и внимательно смотреть на технические характеристики выбранной модели.

Споттер для кузовного ремонта имеет следующие особенности:

  • питание от сети (220 или 380V);
  • мощность (Вт);
  • силатока (А);
  • вид напряжения (постоянное или переменное);

Споттер Тикс 1000

  • возможность проводить сварку с одной или обеих сторон одновременно;
  • комплект насадок и приспособлений, включающий в себя клещи и присоски.

На выбор модели влияет и частота эксплуатации. Для небольшой загруженности подойдет недорогой ручной споттер. Для регулярного и частого использования предпочтение стоит отдать профессиональному споту.

Преимущества работы споттера

Достоинств у споттера много, именно поэтому его выбирает большое количество мастеров и довольных клиентов.

Не могут не радовать сокращенные сроки ремонта автомобиля и экономия затрат при проведении работ. Это является, пожалуй, главным преимуществом.

При применении такого аппарата не нужно разбирать и снова собирать салон или заменять все кузовные детали. Основные достоинства:

  • время ремонта сокращается до минимально возможного;
  • ремонт алюминиевых элементов и возможность применения клеевых технологий;

Споттер GYS Gyspot Alu Pro FV

  • ремонт деталей, которые подлежали лишь полной замене;
  • получаемый эффект значительно превышает стоимость инструментов.

Особенности рихтовки

Споттер для рихтовки — максимально аккуратный способ выравнивания поврежденной машины после ДТП. Это не что иное, как сварка, но без клещей, пропускающих ток между пластинами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Тормозные колодки что это

Споттер для рихтовки авто имеет один выход от источника, через который передается ток. Он крепится к детали, а второй выход — к пистолету с электродом.

Вся прелесть состоит в том, что при сваривании таким способом металл не деформируется.

Покупая аппарат, особое внимание следует обратить на способ управления прибором. Он бывает ручной или микропроцессорный. Второй тип значительно новее и позволяет проводить все манипуляции наиболее точно.

Это продукт новейших технологий, оснащенный программами, рассчитанными на быструю смену режимов. В них уже предусмотрены оптимальные параметры силы тока и времени импульса.

Это довольно удобная функция, которая сводит ошибку мастера к нулю и значительно экономит время работы.

Споттер контактная сварка Искра 3000

Технологии работы с вмятинами

Самый часто используемый метод — устранение дефектов с внешней стороны — осуществляется с применением аппарата сварки, совмещая его с инерционным молотком.Споттер для рихтовки авто предназначен именно для проведения этого вида работ. С его помощью можно отремонтировать панельные элементы кузова, не теряя их механических свойств.

Используя способ выдавливания изнутри, не удастся избежать демонтажа и разборки деталей автомобиля, которые усложняют доступ к месту повреждения. Чаще всего приходится снимать обшивку. Следует выполнять процедуру очень осторожно, потому что существует большая вероятность повреждения обшивки или элементов ее крепления.

Устранение вмятин

Большинство повреждений устраняют обычной сваркой споттером, применяя обратный молоток. Торцом инструмента нужно «прихватиться» к вмятине и легко постукивая ручкой-тяжеловесом равномерно придать прежнюю форму поврежденной поверхности. Расстояние между точками должно колебаться в пределах 5–8 мм. Небольшие следы от контактов легко удалить.

Обратный молоток для точечной сварки и рихтовки

Работа с серьезными повреждениями

Серьезными повреждениями считаются вмятины, площадь изъяна которых превышает 100 мм. Выравнивание производят благодаря равномерному воздействию на всю длину неровности.

Относительно того, насколько удобно для мастера расположение повреждения и имеется ли к нему доступ, есть возможность приварить волнистую проволоку. Так же работают со шпильками или крюками.

К вмятинам, используя связки крюков, присоединяют обратный молоток.

Если были удары большими предметами или столкновения с ними, то на помощь приходят обратные присоски, способные возвратить большую площадь металлической части на место.

Угольные электроды применяются, чтобы убрать ребра жесткости, возникающие в условиях загиба корпуса от удара.

Угольные электроды применяются, чтобы убрать ребра жесткости, возникающие в условиях загиба корпуса от удара

Рекомендации по использованию споттера

Что такое споттер и как он работает, описано выше. Есть несколько важных рекомендаций по его использованию:

  • подключая к сети электроэнергии, надо брать в расчет сечение проводов (оно должно быть от 2,5 мм2, а при потреблении 32 А — более 4 мм2). Оно должно также увеличиваться при увеличении длины кабеля;
  • на предохранителях необходимы обозначения индекса кривой отсечки (они должны обладать задержкой в условиях срабатывания), для тех, что работают от 230 В надо иметь 25 А, а для 380 В необходимо 16 А (иначе потери, возникающие при сопротивлении, не помогут достичь необходимого результата);
  • на зачищенных местах в обязательном порядке необходимо проводить регулярную очистку от пыли (это помогает предотвратить искрение, а также необоснованный расход наконечников);
  • никогда не оставлять клемму «массы» («земля») на соседней детали, и при ведении работ всегда иметь ее под руками;

Споттер для кузовных работ

  • прочно крепить контакты, чтобы не спровоцировать пробои, а также проблемы, возникающие в местах крепления;
  • чтобы произвести приварку волнистой проволоки или идентичных материалов, следует стартовать от дальней точки и спокойно двигаться к массе с целью избегания шунтирования (тогда ток идет с наименьшим сопротивлением, а точки будут по мере движения ослабевать);
  • при сварке не должно быть давления, достаточно уверенного прикосновения инструмента к детали (нельзя доводить сопротивление в месте контакта до близкого к нулю);
  • если площадь повреждения довольно велика, стартовать следует с вытяжкой по краю, двигаясь спирально, к середине. Тогда провалов в районе центра не будет. Чтобы не обеспечивать «хлопун», следует учитывать, что металл растягивается. Чтобы избежать этого, следует постепенно вытягивать по спирали. Кроме того, это обеспечивает экономию самого ценного «расходника» в жизни — времени.

Источник: https://cs-important.ru/nastrojka/spotter-dlya-kuzovnogo-remonta-kak-on-rabotaet.html

Что такое споттер и как его выбрать

споттер что это такое

В сервисе ремонта автомобилей большое значение играет вид используемой сварки. Если для крупных кузовных работ не обойтись без полуавтомата, то для мелких вмятин и проколов лучше использовать споттер.

Он значительно экономит время на подготовительных этапах, не требуя снятия обшивки, а также минимизирует последующую обработку под покраску. Порой, поврежденное место настолько неудобно для обработки, что к нему можно подобраться только этим устройством.

Что такое споттер? Как им работать? Какие виды и параметры бывают у этих аппаратов?

Устройство и принцип работы

Сварка споттером активно используется на многих СТО. Основное его предназначение — выравнивать поврежденные элементы поверхности, возвращая геометрические формы в исходное состояние. Этот аппарат имеет всевозможные насадки и режимы, позволяющие так «обработать» проблемное место, что конечный результат будет аналогичен заводскому виду. Часто споттером выполняют рихтовку кузовных элементов авто:

  • крыльев;
  • порога;
  • дверей;
  • капота;
  • крыши.

Устройство состоит из сварочного аппарата. Он может выдавать постоянный или переменный ток. Споттеры бывают профессиональными, перемещаемыми на колесиках, или компактными, для ношения в руке. На лицевой стороне находится панель с настройками. На всех моделях можно задавать мощность и силу тока. Обязательно устанавливается ряд кнопок или тумблер с обозначением режимов.

От корпуса аппарата исходит два кабеля: масса и рабочий провод с пистолетом. Пистолет — это то, чем оперирует сварщик в своих руках. На окончании устройства имеется крепежный элемент, в котором фиксируются:

  • обратный молоток;
  • крюк;
  • электроды;
  • обратная присоска;
  • адаптеры под разные виды сварки (шайбы, проволока).

Сварка аппаратом относится к контактному виду и осуществляется замыканием цепи. Масса фиксируется на кузов автомобиля, с которого предварительно снят аккумулятор. Курок на пистолете запускает подачу тока. В фиксатор на конце пистолета устанавливается шайба, крюк, или иная насадка.

При пропуске напряжения, место, которое менее всего соединено (свариваемые поверхности) начинает нагреваться. Благодаря возрастающему сопротивлению происходит расплавление металла в минимальной зоне, достаточное для сваривания элемента, но не перегревающее конструкцию в целом.

Получается прихват изделия контактом.

Как работать споттером

Чтобы освоить этот агрегат, существует много вспомогательных видео в сети. Работающий споттер прост в технологии выполнения контактного соединения и не требует одевания маски сварщика в большинстве случаев.

Для начала работы необходимо зачистить вмятую поверхность. После этого устанавливается масса, которая крепится зажимом, специальной прищепкой или приваривается контактом. В зависимости от типа повреждения, глубины вминания основного металла, и охватываемой площади, к поверхности можно приварить:

  • одну или несколько шайб;
  • ряд крюков;
  • волнообразную проволоку;
  • шпильки;
  • торец с насадкой от обратного молотка.

Устранение маленьких вмятин

Самый обычный способ сварки споттером — при помощи обратного молотка. Так устраняется большинство повреждений. Для этого необходимо прихватить торец инструмента к вмятине и выполнить легкое постукивание внутренней ручкой-тяжеловесом.

Для равномерного возвращения формы поверхности, эту операцию следует производить по всей площади вмятины, с отступом от предыдущей точки 5-8 мм. Поэтапное натягивание позволяет плавно вернуть металл в исходную плоскость.

Единственный дефект — это небольшие следы от контактов, которые устраняются зачистной машинкой.

Работа с серьезными повреждениями

Чтобы устранить линейные вмятины или полукруглые вогнутости, охватывающие площадь в 100 мм и более, разработаны приспособления, способные воздействовать не точечно, а на протяжении длинного участка.

В зависимости от удобства и доступности можно приварить крюки, шпильки или волнистую проволоку. Фиксация приспособления происходит по всей длине повреждения. К ним, при помощи связки крюков, подсоединяется обратный молоток.

Выравнивание плоскости выполняется за счет равномерного воздействия по всей длине повреждений.

Для устранения следов от ударов об большие предметы применяют обратные присоски, которые возвращают сразу значительную часть металла на место. А уже мелкие ямки дорабатывают обычным способом. Если при ударе образовались загибы корпуса, создавшие новые «ребра жесткости»и мешающие восстановлению прежней формы, то используются угольные электроды, разогревающие проблемное место, и снимающие напряжение с участка металла. После этого работать гораздо легче.

Споттером можно сваривать между собой пластины металла. Это может понадобиться при фиксации полос порога и других элементов. Преимущества сварки в том, что отсутствует перегрев материала, и нет деформаций. Последующая зачистка минимальна.

Выбирать аппарат стоит только после точного определения его предназначения. Если эксплуатация будет осуществляться только два раза в неделю, то подойдет переносная бюджетная модель. При большом потоке работы с загруженностью по восемь часов, необходим профессиональный споттер. Далее, на выбор будут влиять характеристики, запрошенные покупателем и имеющиеся в моделях.

Основными отличительными особенностями устройств являются:

  • питание от сети (220 или 380V);
  • мощность тока;
  • сила (А);
  • выдаваемый вид напряжения (постоянный или переменный);
  • возможность осуществлять сварку с одной стороны или с двух сразу;
  • комплектация насадок и приспособлений, включая специальные клещи и присоски.

Слабыми по мощности моделями возможно только осуществлять рихтовку. Сильные устройства способны контактно сваривать пластины и элементы кузова. Среди арсенала агрегатов возглавляют рейтинг:

  • Garwin GS5000 и 6000, хорошо зарекомендовавшие себя на небольших СТО;
  • Garwin GS9000 отлично выдерживает рабочий график в две смены и подходит для крупных предприятий;
  • Telwin 5000 и Gys 3904 будут компактными помощниками в частном гараже.

Для выравнивания вмятин и возвращения исходного вида авто лучшим средством является споттер. Что это такое, доступно описано в этой статье. А зная как им работать и чем отличаются аппараты, можно подобрать модель, отвечающую конкретным нуждам.

Источник: https://svarkalegko.com/oborudovanie/spotter.html

Споттер для кузовного ремонта

В профессиональном кузовном ремонте автомобиля непременно понадобится такой аппарат, как споттер. Он заменяет множество приспособлений для ремонта, и мастеру не придется заниматься лишней работой. Это один из главных инструментов для работы с кузовными повреждениями. К образовавшейся вмятине не всегда есть возможность добраться изнутри, именно в таких случаях на помощь нам придет споттер.

Что такое споттер? Это та же контактная сварка, но главное его отличие в том, что он, за счет большой емкости заряда конденсатора, воздействует на поверхность минимальное количество времени. Сварку производят при помощи сильного тока, а температура достигает практически температуры плавления. И при воздействии на листы металла в течение всего лишь одной секунды, они, под воздействием высокой температуры и прижимания друг к другу, сплавляются между собой.

В профессиональном кузовном ремонте автомобиля непременно понадобится такой аппарат, как споттер

Самые интересные и популярные статьи на нашем канале в Яндекс.Дзен

Источник: https://1000sovetov.ru/article_spotter-dlya-kuzovnogo-remonta

Что такое споттер, как и где он используется, техника работы с ним, преимущества

Этот аппарат очень распространен. С ним работают как автолюбители, которые доверяют ремонт своего автомобиля самим себе, так и частные мастера. На многих СТО рихтовочные работы проводятся споттером.

Небольшие размеры и способность корректировать повреждения кузова — главное назначение инструмента. Поэтому споттер имеет практическое применение в разных сферах.

В этой статье распишем принцип работы споттера, его свойства и метод сборки из сварочного аппарата. Сравним достоинства вручную собранного аппарата и его характеристики относительно заводских изделий.

Описание и характеристики споттера и работы с ним

Споттер — это специализированное сварочное устройство, исправляющее кузовные дефекты. Имеет один принцип действия с аппаратом точечной сварки, но эти методы обладают своей собственной технологией работы и рядом внешних отличий.

Инструмент точечной сварки представляет собой лист металла, расположенный между двумя металлическими электродами. Споттер – более сложная конструкция, обладает двумя выводами – массой и сварочным пистолетом с кабелем.

Давайте подробнее о принципе и последовательности работы с этим оборудованием. Первоочередно из машины достаётся аккумулятор. Затем массу присоединяют к поврежденной части кузова автомобиля.

На пистолет крепится нужная насадка и нажимается кнопка, которая запускает подачу сварочного тока. Стоит подметить, что нагревается только место сварки, при этом не происходит перегрева остальной площади кузова.

Во время работы увеличивается сопротивление металла, затем начинается плавление и схватывание металла в нужной зоне. По истечении этих процессов возможно вытянуть металл в поврежденной части.

А теперь более доступно. При работе споттером, нагревается исключительно заданная площадь, а не вся деталь. В этом технология работы напоминает точечную сварку. Споттер нагревает металл почти до температуры плавления.

К поврежденной площади кузова присоединяют крепежную насадку, которая во время сопротивления металла надежно фиксируется. Путём этих действий возможно вытянуть поврежденный металл в другую сторону и без усилий снять насадку с кузова.

Метод схож с методом точечной сварки нагревом и применением усилий. Споттер нагревается, а мастер прилагает усилия, плотно присоединяя к металлу пистолет с насадкой. Такой метод сварки назван сваркой сопротивления.

Не все споттеры одинаковы. Существуют аппараты инверторного типа. В гаражных условиях их не изготовить. При сборке инверторного споттера понадобятся дорогостоящие детали и заводское оборудование.

Но, используя трансформатор, возможно собрать споттер трансформаторного типа.

Сборка споттера

Для того, чтобы собрать споттер, вам будет необходим работающий трансформатор. Можно найти его в интернете по онлайн объявлениям, либо добыть из б/у инвертора или полуавтомата. Лучше, если это будет трансформатор, у которого сгорела вторичная обмотка.

А теперь к делу! Трансформатор может иметь двойную обмотку, тогда потребуется снять слой вторичной обмотки.

Затем на первый слой обмотки следует несколько раз намотать медную проволоку и тестером рассчитать достаточное количество оборотов проволокой для 1 В.

Нам хватило 1.5 оборота, то есть — 3 оборота на 2 В. Замеры вольтажа произведены тестером, таким образом можем определить количество оборотов.

Сматываем вторичную обмотку, из неё нужно изготовить шину. Площадь среза используемой нами шины 40мм2. У нас получилось равномерно растянуть шину, применив гидравлический инструмент.

Затем разрубаем шину на 4 части, соединяем их вместе. Для крепления частей задействуем матерчатую изоленту. Её расход составил примерно 6 рулонов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое приводной ремень

Изолировать шину рекомендуем многослойно, чередуя, к примеру, изоленту с малярным скотчем. В результате площадь среза нашей шины составила 160мм2, вольтаж после намотки — примерно 5-6 В. Этих показателей достаточно.

Следом на трансформатор наматываем шины – это нелегко, но можно облегчить задачу, применив подручные инструменты. Не критично, если плотно обмотать не выйдет.

Предположительно, что в этот момент, вы обнаружите недостаточную мощность. Однако теория не решит эту проблему, здесь придется самостоятельно, методом «тыка» найти выход из положения.

Для нас оказалось оптимальным соблюдение последовательности 1+8 и 4+5 во время подсоединения проводов на первичной обмотке. Выключатель-полуавтомат (16А) предварительно установлен на подключение — так мы предотвратили сгорание проводки.

Как собрать пусковое устройство?

Из старого телевизора (лампового) мы достали 12В трансформатор, из жигулей — 30А реле.Также понадобился диодный мост-таблетка, контактор на 220В, и кнопка, которую можно снять с какого-нибудь устройства. Режим работы нашего споттера — ручной.

Необязательно вникать в сложные схемы, если понятен принцип работы этого аппарата. Реле управляется трансформатором с помощью кнопки, её удобно расположить на рукоятке инструмента.

Контактор имеет 2 кабеля: один подключен к выключателю, второй присоединен к реле и закмыкается во время нажатия на кнопку.

Соберите части аппарата и расположите на верстаке. Прибор готов.

Следует помнить, что работа с данным оборудованием — это сварка методом сопротивления, поэтому не стоит допускать потери тока.

Рекомендуем при эксплуатации использовать короткие кабели, имеющие большое сечение. Приступая к работе, следует досконально зачистить металл.

Сравнительно с заводской моделью, самодельный не настолько компактный. Поэтому его уместнее применять стационарно, тогда работа с ним будет наиболее комфортной.

Изготовить самому или купить заводской?

Казалось бы, в магазине продаются уже готовые споттеры, зачем собирать? Однако, есть нюансы.

Источник: https://prosvarku.info/prisposobleniya-i-detali/chto-takoe-spotter

avtocosmetic24.ru

Профессиональный кузовной ремонт не может обойтись без использования споттера! В этой статье мы поговорим о том, как работать споттером! Этот аппарат, позволяет значительно сэкономить время при рихтовке металла.

Если раньше, когда были только подручные средства такие как, монтажка, «рессора», молотки, лопатки  и многие другие железяки, приходилось к примеру разбирать дверь и выстукивать металл изнутри, то теперь с использованием споттера, про эту лишнюю работу можно забыть. Уверен, что после приобретения такого аппарата, Вы вздохнете с облегчением и рихтовка вмятин будет сущим пустяком.

Самое большое преимущество споттера — это то, что усилие прикладывается только к внешней стороне поверхности поврежденной детали, тем самым значительно облегчая задачу. Теперь давайте разберем возможности и принцип работы данного аппарата.     

Прежде всего сопоттер или его еще называют спот — это сварочный аппарат для контактной сварки.

Отличие споттера от обычного сварочного аппарата, в том, что импульс сварочного тока формируется за счёт разряда конденсатора большой ёмкости и действует в течении очень короткого промежутка времени, настолько короткого,что даже краска с обратной стороны не успевает обгореть. А попробуйте вы исполнить такой трюк с обычным полу автоматом и что получится? Поэтому споттер не заменимый аппарат для кузовного ремонта.

 Сейчас конечно можно было бы рассказать о том, кто и когда изобрел этот аппарат, затем мы бы плавно перешли к физике, свойствам металла и так далее, но думаю это мало кому интересно, да и не к чему забивать себе голову лишними вещами. Ведь для мастера кузовного ремонта в первую очередь важно качество исполнения ремонта, а не физико — химические свойства материалов.

Как работать споттером?

Чтобы научиться пользоваться споттером, не нужно идти на специальные курсы (как у сварщиков), а всего лишь достаточно дочитать данную статью и посмотреть подробный видео урок. Теперь по шагам:

1. Зачищаем рабочую поверхность.

Всем места соприкосновения шайбы  с металлом, необходимо тщательно зачистить от краски и других материалов.

2. К ремонтной детали, крепим заземление. Внимание!!! Если Вы собираетесь работать с деталью, установленной на автомобиле, то не забудьте отсоединить АКБ, во избежании замыкания электроники.

3. При помощи «спот-пистолета», в нужных местах привариваем крепежные элементы, за которые мы будем «тянуть» металл. (Это могут быть шайбы, шпильки, «змейка», треугольники и др.)

4. С помощью обратного молотка (он как правило идет в комплекте), вытягиваем необходимые места. Так же могут быть использованы и другие инструменты, например: гидравлика, тросы, цепи, стапель, лом, ну в общем все подручные средства, которые могут тянуть!

5. Шайбы и кольца, которые у нас выступали в качестве «зацепа», можно легко удалить вращательным движением.

6. Ну и в завершении, останется только зачистить место сварки и приступать к шпаклеванию автомобиля.

Почему для кузовного ремонта обязательно нужно приобрести споттер?

1. Высокая производительность. С помощью споттера  можно достаточно быстро приваривать «зацепы» для вытягивания металла.

2. Удобство. Если взять в сравнение обычный сварочный аппарат, то можно сказать, что споттер на много безопаснее, так как от него не летят искры и не нагревается металл. К тому же, Вы автоматически избавляетесь от кучи «обмундирования» (сварочная маска, перчатки, защитные штаны и прочее).

3. Качество. При сварке, споттер не оставляет шлака и окалин, а так же не портит внутреннюю поверхность детали, что предотвращает образование «скрытой» коррозии.

4. Экономия. Крепежные шайбы можно использовать на несколько раз, так как при сварке, они не плавятся. Поэтому, Вы очень сильно сэкономите на расходных материалах.

Этих четырех причин вполне достаточно для того, чтобы Вы поняли насколько необходим споттер для кузовного ремонта.

Комплектация споттера выглядит примерно таким образом

Бываю конечно комплектации и с наименьшим набором всех этих приспособлений, все зависит от цены. Советую покупать споттер с полным «фаршем», так как это будет дешевле, чем потом приобретать комплектующие по отдельности.

 Как работать со споттером, подробное демонстрационное видео!

 Как Вы увидели из видеоролика, споттер имеет массу возможностей, благодаря различным приспособлениям и насадкам, а пользоваться споттером достаточно легко.

Инструменты и материалы для ремонта пластика.

Источник: https://avtocosmetic24.ru/instrumenty-i-materialy/chto-takoe-spotter-i-kak-im-rabotat-tehnologiya-remonta-video

Что такое споттер для кузовного ремонта

Инструменты для машины

Существует определенный принцип работы, который применяется, если к комплектующим авто, имеющим вмятины, очень сложно подобраться с обратной стороны повреждения. Часто такой принцип работы используется, чтобы исправить арку, дверь или же заднее крыло. Основывается он на том, что необходимая работа совершается лишь с внешней стороны. Делается эта работа споттером — техникой для точечной сварки.

Методика работы такого устройства основана на сварке сопротивлением. Споттер управляется при помощи микропроцессора, который оснащается контрольной панелью. Процесс сопровождается охлаждением споттера при помощи воздуха.

Регулировка параметров работы споттера

На панели споттера вы имеете возможность отрегулировать параметры ремонта в зависимости от следующих параметров:

  • толщины листа металла;
  • вида споттера и насадки к нему;
  • времени ремонта;
  • силе аппарата.

Такое приспособление, как споттер, призвано уменьшить конечную стоимость ремонта, так как он исключает недешевые арматурные работы, предусматривающие замену деталей. Также работа таким аппаратом экономит время мастера, однако требует от него умения обращаться с предметом.

Он должен знать, для чего используются:

  • зажимы для работы на кузове;
  • точечные крепежи споттера;
  • приспособления для исправления вмятин;
  • электроды;
  • оснастки для вытяжения ребер;
  • насадки на споттер в виде шпилек, полумесяцев.

Расходники к споттеру

Такая технология ремонта дает возможность сохранить на автомобиле заводское покрытие, защищающее от образования коррозии, а также изначальные панельные швы.

Виды оборудования

Различают 2 типа споттеров:

  • инверторные;
  • трансформаторные.

В зависимости от особенностей ремонта авто споттеры делятся на такие группы:

  • для рихтовки кузовных деталей. В этой группе используется небольшой по размерам ручной аппарат. В своей комплектации он содержит обратный молоток, а также небольшой набор деталей, которые понадобятся вам во время ремонта авто;

Споттер для ремонта кузова автомобиля

  • для контактной сварки панелей кузова при помощи клещей. В этой группе предлагается маломощный споттер. Он осуществляет контактное точечное сваривание. В комплектации поставляются специальные клещи. Иногда споттер не обеспечивает высококачественное сваривание ввиду невысокой точности приборов или перегреванием клещей, хотя стоит немало.

Производственный споттер для контактной сварки

Ручной споттер, скорее всего, будет доступен вам в двух вариантах рабочего напряжения. В зависимости от напряжения он может работать с:

Стоит отметить, что разница в работе изделий не наблюдается, за исключением того, что каждая модель адаптируется под то, сколько изначально рабочего напряжения в сети. Некоторые специалисты, впрочем, считают, что добиться более качественного шва сварки вы сможете, работая споттером, питающимся от сети 380 В.

В комплекте споттер содержит:

  • крепежи, к ним относят такие детали, как волнистую проволоку, петли и прочее;
  • обратный молоток;
  • клещи пневматического типа.

Набор для кузовного ремонта автомобиля

Если вам нужны дополнительные комплектующие, вы всегда сможете приобрести их отдельно в том же магазине, что и сам споттер. Преимущество использования аппарата налицо: он не требует разборки обшивки дверей или багажника, так как рабочий процесс происходит лишь снаружи автомобиля.

Принцип работы

Споттер (spotter) имеет следующий принцип функционирования. Аппарат медленно проходит по всей поврежденной поверхности, постепенно исправляя образованные вмятины и придавая поверхности исходное положение.

Во время сварки выделяется огромное количество тепловой энергии, которая образуется при поступлении тока. Это позволяет при помощи упора или специального молотка выровнять поврежденные части кузова.

После того как недостаток в ходе починки был устранен, следует избавиться от точек, образованных в ходе сварки. Во время выравнивания подобной техникой всегда проводится заземление на корпус, а от батареи отсоединяют отрицательную клемму. Это позволяет обеспечить безопасность не только для кузова авто, но и для работающего с ним человека.

Очень глубокие деформации на поверхности можно исправить споттером так:

  • на поврежденное место прикрепить пластину;
  • прикрепить при помощи споттера пластину по контуру при помощи насадки в виде полумесяца.

Технологический процесс при обычных работах выглядит таким образом:

  • участок, который подвергся деформации споттером, нужно зачистить до основы (металла);
  • прочно прикрепить к кузову контакт для заземления;
  • приварить точечным методом составляющие крепежа (шпильки, треугольники);
  • захватить составляющую крепежа. После этого нужно, используя инструменты для правки (молоток, стяжки и растяжки), вернуть детали изначальный вид, произведя ее вытяжку;
  • удалить приваренную деталь, вращая ее руками;
  • по завершении процесса рихтовки зачистить и подготовить поверхность к нанесению покрытия.

Вытягивание повреждений с помощью споттера

Особенности работы

Специалисты дают следующие советы по использованию споттера:

  • если ваше авто имеет алюминиевый корпус, то недопустимым является использование обратного молотка. Исправление дефектов должно совершаться более плавно;
  • чтобы совершить приваривание шайбы, не стоит прилагать большие физические усилия;
  • чем большей является сила тока, тем меньшим — цикл задержки времени, а вместе с ним и степень нагревания составных частей аппарата;
  • в точке, где споттер образует контакт с поверхностью, рабочие комплектующие должны минимально соприкасаться, так как большая площадь касания способствует их изнашиванию;
  • чтобы рабочий ток резко не падал, контакт требуется скрепить при помощи струбцины или другого инструмента;
  • если вам нужно снять при помощи споттера лакокрасочное покрытие, воспользуйтесь для этого зачистными кругами;
  • если вы работаете с угольным электродом, вам нужно отключить таймер, задерживающий работу споттера.

Источник: https://okuzove.ru/materialy-i-instrument/chto-takoe-spotter-dlya-kuzovnogo-remonta.html

Что такое споттер и как им работать? Какой аппарат выбрать?

Споттер – это один из наиболее современных и технологичных инструментов, ориентированных на точечную сварку. Основное его назначение – кузовной ремонт, восстановление металлических элементов транспортных единиц.

Принцип действия идентичен остальным сварочным аппаратам, он заключается в том, что он выделяет тепловую энергию в точке, где контактируют между собой свариваемые материалы. Выделяется энергия при прохождении электрического тока.

Споттер позволяет вести работу со всеми кузовными деталями, но наиболее эффективен он при манипуляциях с объемными элементами, доступ к обратной стороне которых затруднен. Преимущество устройства в данном случае сводится к тому, что материал можно выправить без демонтажа.

В такой ситуации используется методика вытягивания. На дефектной плоскости фиксируется крепеж, благодаря которому и удается вытянуть вмятину.

Средняя толщина металла кузовных панелей составляет полтора миллиметра, а потому с реализацией данной технологии никаких проблем не возникает.

Конструктивные особенности и рабочие параметры

Итак, споттер. Что это такое? Разберемся более подробно.

Устройство сформировано следующими модулями:

  • аппарат, благодаря которому ведется контактная сварка;
  • заземляющий кабель;
  • кабель подачи тока, на конце которого закреплен сварочный пистолет – основной рабочий элемент.

Пистолет может оснащаться насадками различных типов, которые подбираются в зависимости от того, какие именно операции предстоит выполнить.

На фронтальной панели сварочного аппарата располагаются органы управления, благодаря которым удается корректировать мощность, силу тока.

Наиболее современные модификации оснащаются жидкокристаллическими дисплеями, позволяющими видеть текущие рабочие показатели, держать весь процесс под контролем.

Основные разновидности

Устройства представлены следующими категориями:

1. Инверторные.

Данное оборудование оснащено преобразователями, благодаря которым они функционируют вне зависимости от напряжения. Это упрощает работу, а также расширяет список задач, доступных для реализации.

Аппараты компактны, позволяют вести сварку с высокой точностью и скоростью, сила тока остается стабильной на протяжении всего процесса.

2. Трансформаторные. Такие споттеры подключаются к сетям переменного тока, они дешевле инверторных аналогов, их функций вполне достаточно для того, чтобы выполнять простые операции.

Наиболее функциональными моделями данной категории считаются трехфазные приборы, что объясняется повышенной мощностью. Главный недостаток трансформаторной техники заключается в том, что она не подходит для работы с металлом, покрытым слоем цинка.

Допускается классификация и по материалам, с которым ведутся операции:

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как работает коробка передач механика

3. Споттер по стали. Наиболее распространенное устройство, позволяющее проводить операции со стальными кузовными элементами.

4. Модели, ориентированные на работу с алюминием. Данный металл обладает совершенно другими характеристиками, в сравнении со сталью, а потому работать с ним необходимо соответствующими приборами.

Смотрите полезное видео, что такое споттер и работы с помощью него:

Принципы выбора

Чтобы выбрать споттер, который окажется по-настоящему полезным и функциональным, необходимо руководствоваться следующими моментами:

  • Для профессионального использования лучше выбирать максимально функциональное устройство, с обилием режимов работы. Оно позволит вести целый спектр работ по рихтовке, избавит от покупки дополнительных инструментов.
  • Работа с листами металла толщиной более 1.5 миллиметров подразумевает использование моделей с двусторонней сваркой. Если указанное значение меньше, то достаточно и одностороннего варианта.

Для домашней эксплуатации хватит и простой модели со средним показателем мощности. Ее вполне хватит для того, чтобы выравнивать не слишком глубокие вмятины.

Изучим также краткий рейтинг споттеров:

  1. Серия GS от бренда Garwin. Достаточно демократичная цена и функциональный набор, вполне соответствующий даже профессиональной эксплуатации.
  2. Серия TT от компании Hammer. Высокий уровень безопасности, цифровое управление, позволяющее с максимальной точностью контролировать рабочие параметры. Мощность вполне достаточна для домашней эксплуатации.
  3. Gyspot. Качественная техника французского производителя.

Смотрите видео-отзыв человека использующего споттер — RedHotDot HAMMER ТT:

Полезный видео-обзор французского Spottera GYSpot 2700 для кузовного ремонта:

Отзывы также дают понять, что неплохо себя зарекомендовали устройства от Русского мастера, иностранных фирм Holex, Aurora, Telwin.

(1 5,00 из 5)

Источник: https://plavitmetall.ru/oborudovanie/spotter-chto-eto.html

Споттер. Мастер кузовного ремонта

В процессе кузовного ремонта автомобилей часто приходится выполнять рихтовку и точечную сварку отдельных частей корпуса. Нет необходимости в приобретении дорогостоящей и громоздкой машины точечной сварки, если в распоряжении автослесаря имеется споттер. Его универсальность и незаменимость даёт ему неоспоримое преимущество перед другими аппаратами.

Что такое споттер и как он работает?

В традиционных технологиях точечной сварки свариваемые изделия располагаются между двумя противоположно размещёнными электродами, которые при смыкании образуют электрическую цепь. Её энергетической мощности достаточно для локального расплавления металла и образования приварной точки (spot).

Споттер для кузовного ремонта представляет собой не двух-, а одноточечный портативный сварочный аппарат. С этой целью один из контактов устройства соединяется с восстанавливаемой конструкцией («земля»), а второй включается в схему споттера. В зависимости от схемы споттеры подразделяются на инверторные и трансформаторные, причём промышленные конструкции чаще всего используют трансформаторную схему, а самодельные – инверторную.

Составные части споттера:

  1. Пневматические клещи, при помощи которых происходит прижим свариваемых элементов. В некоторых исполнениях споттеров зажимы клещей выполняют функцию электродов.
  2. Комплект крепёжных приспособлений – петель или проволочных зажимов (крючков для споттера), а также расходников, в частности, сменных электродов разного диаметра.
  3. Обратный молоток, производящий рихтовку.
  4. Устройство индикации и контроля за ходом процесса.
  5. Соединительные медные кабеля в изолирующей оплётке.

Некоторые производители споттеров увеличивают их функциональность за счёт комплектации устройства пуллером – рихтовочным приспособлением, которое позволяет механически выправлять локальные дефекты на поверхности изделий толщиной до 22,5 мм. Пуллер для споттера может иметь механический и рычажный прижим.

Споттер работает так. В односторонних конструкциях свариваемые части прикрепляются друг к другу крючками или петлями, после чего включается инвертор/трансформатор, и в замкнутую цепь подаётся электрический ток. Его предельное значение настраивается в зависимости от поставленных задач.

Если требуется выполнить только рихтовку, нагрев поверхности не должен превышать 780850ºС, при которой металл уже начинает интенсивно размягчаться, а скорость окалинообразования ещё невелика.

Для точечной сварки потребуется довести температуру на контакте (контактах – для двухсторонних споттеров) до 15001550ºС.

Когда точка соединения нагревается до заданной температуры, выполняют рихтовку, используя обратный молоток, пуллер или клещевой зажим споттера. После формирования соединения пистолет отводят от места сварки, ток отключают, разжимают клещи, и проверяют качество выполненных операций.

Порядок выбора споттера

Рынок споттеров для кузовного ремонта стремительно возрастает, поэтому рациональный подбор типоразмера целесообразно производить по следующим позициям:

  • По наибольшей толщине обрабатываемых кузовных элементов. Если конструкции толщиной менее 1,01,5 мм, то с поставленными задачами справится односторонний споттер, в противном случае стоит приобретать двухсторонний;
  • По сложности работ. Например, если предполагается рихтовка плоских деталей, либо преимущественно плоских участков на них, можно ограничиться покупкой споттера без рихтовочных приспособлений, которые вполне заменит обратный молоток;
  • По удельным энергозатратам (важно при эпизодическом выполнении ремонтно-восстановительных операций с кузовами автомобилей). Например, при систематических работах подобного рода полезнее схема споттера с трансформатором: она более мощная, отличается повышенным КПД, и быстрее справится с поставленными задачами. Инверторная схема споттера имеет более низкий КПД, но и меньше расходует электроэнергию;
  • По функциональности, которая заявляется производителем подобной ремонтной оснастки. Выпускаются споттеры, которые, помимо точечной сварки, могут производить также приварку мелких крепёжных деталей (винтов, шайб, гаек), восстанавливать частично повреждённые рёбра жёсткости;
  • По дружественности системы управления: агрегат наверняка понравится пользователю, если его настройка, регулировка и подналадка в процессе эксплуатации может быть выполнена оперативно и удобно.

Особое внимание при выборе уделяют мощностным характеристикам оборудования. На практике для низкоуглеродистых сталей существует следующая зависимость между энергетическими параметрами, диаметрами медных электродов для контактной сварки и усилием, необходимым для сжатия клещей:

Наибольшая толщина свариваемых деталей, мм Сила сварочного тока, А Длительность сварки, с Наибольшее усилие зажима, кг
До 0,75 4 0,5 60
До 1,0 5 0,8 85
До 1.5 6,5 1,0 100
До 2 7,5 1,2 120

При уменьшении усилия сжатия клещей время сварки пропорционально увеличивается. Это улучшает качество проплавления металла в сварочном ядре.

Основные производители споттеров

Среди специалистов по автомобильному ремонту пользуются популярностью сварочные споттеры от немецкой фирмы Garwin линейки GS. При достаточно приемлемой цене (до 70000 руб.), они позволяют обеспечивать весьма высокую производительность сварочно-рихтовочных работ, могут работать при различном напряжении сети – 220 и 380 В, оснащаются широкой гаммой дополнительного инструмента.

На рядового потребителя больше ориентированы споттеры от французской торговой марки Hammer (серия ТТ). Они мобильны, оснащены микропроцессорным управлением, безопасны при эксплуатации. По мощности они уступают оборудованию от Garwin, зато и цена агрегатов более демократична: она начинается от 40000 руб.

Тележечные споттеры Kraft от торговой марки Kärсher оснащаются пуллерами, что увеличивает их функциональность. Они оправдают себя при использовании в мастерских автосервиса, поскольку цены на данные агрегаты стартуют от 120000 руб.

Источник: https://proinstrumentinfo.ru/spotter-dlya-kuzovnogo-remonta-shema-pistolet-puller/

Споттер для кузовного ремонта: виды, описание, принцип работы :

Что необходимо для выполнения качественных кузовных работ? Умелые руки, опыт, а также гаражное оборудование. Это самые простые аспекты, от которых зависит качество результата. Нужен целый арсенал инструментов для работы с металлом.

А кроме рихтовочных инструментов,также следует приобрести аппарат точечной сварки. Но особенно полезное приспособление – это споттер для кузовного ремонта. Данный инструмент будет очень полезен при необходимости выравнивания вмятины на участке, подобраться к которому достаточно проблематично.

Рассмотрим, что представляет из себя этот инструмент и как он работает.

Характеристика аппарата

Споттер для кузовного ремонта – это прибор односторонней точечной сварки. Во всем мире так называют приборы для двухсторонней сварки. Но в России так называют односторонний сварочный агрегат. Споттер представляет собой аппарат, оснащенный обратным молотком.

Как работает?

Принцип действия основывается на выделении тепла в месте контакта двух соединяемых деталей при прохождении электричества. Это принцип контактной сварки. К месту соединения прибор подает электрический ток от 3000 до 5000 А на 1 миллиметр толщины металлической детали. За счет этого в месте контакта металл разогревается практически до плавления. Элементы очень прочно прижимаются вместе при помощи механического усилия или же с помощью пневмоклещей на одну секунду.

https://www.youtube.com/watch?v=YXa7_VIOiUI

Существует две технологии рихтовки вмятин на кузовах автомобиля. Первая предусматривает выдавливание изнутри. Но для этого нужно демонтировать элемент. Вторая технология – выдавливание снаружи с применением споттера для кузовного ремонта. Это уже более распространённый вариант.

Особенности выравнивания вмятин

Фактически это устройство точечной сварки. Но, в отличие от сварочного аппарата, споттер не имеет клещей. Он оснащен одним выводом – «землей», — который присоединяется к зоне ремонта. Второй вывод соединен с электродом на пистолете.

Хитрость в том, что металл кузова в месте сварки не будет деформироваться. Температура плавления специальной шайбы меньше плавления кузова. После пропускания тока, шайба легко скручивается.

Рихтовка автомобилей с применением споттера – это приваривание шайбы, которая выполняет функцию держателя для последующего вытягивания вмятины.

Сам процесс вытягивания выполняется при помощи инерционного молотка или специальных пневматических клещей. Усилие может прикладываться плавно или же ударно.

Преимущества рихтовки со споттером

Основной плюс выравнивания вмятин таким образом заключается в значительном сокращении времени, которое требуется на ремонт. С помощью этого устройства нет необходимости в демонтаже кузовных деталей, а также в разборке и последующей сборке. Клиенты будут довольны сроками ремонта и его ценой.

Споттер для кузовного ремонта позволяет выполнять ремонт и восстановление элементов, которые раньше нужно было только полностью менять. Значительно сокращается время работ. С ним можно применять клеевые технологии, за счет чего появляется возможность ремонта элементов из алюминия. Цена споттера сравнительно мала, особенно если учесть эффект от его применения.

Виды

Выделяют два типа – это инверторные устройства и трансформаторные. Исходя из особенностей ремонтных работ, можно разделить оборудование еще на две группы – непосредственно для рихтовки и контактной сварки кузовных панелей.

Для первой предназначены небольшие ручные аппараты. В комплектации такого оборудования имеется обратный молоток, а также расходные материалы и детали, которые понадобятся нам в процессе ремонта автомобиля. Для контактной сварки предлагаются маломощные споттеры. В комплекте имеются специальные клещи. Однако эти устройства не способны обеспечить надежного сваривания по причине малой точности и перегревания.

Ручные приборы доступны в двух вариантах. По рабочему напряжению существует оборудование, рассчитанное на 220 В или на 380 В. Другой разницы между этими устройствами нет.

Как выбрать споттер для кузовного ремонта?

Основные характеристики данного оборудования – максимально возможная сила тока, мощность, а также набор функций и возможностей. Устройства, мощность которых стандартна, предназначены только для восстановления геометрических характеристики кузовов.

Более мощные устройства могут быть применимы для сварочных работ. Сварная точка может формироваться по-разному. В приборах с односторонней технологией для этого применяется специальный электрод. В случае с двухсторонними аппаратами для формирования точки применяются клещи.

Так, для сварочных работ и восстановления металла толщиной от 0,5 до 1 миллиметра рекомендуется применять одно- и двухсторонние споттеры. Выбирают конкретную модель по комфорту использования и комплектации. С металлом толщиной до 2,5 миллиметров работают двухсторонними аппаратами.

Современные споттеры могут работать в двух режимах.

Обзор популярных моделей

На современном рынке существует масса данных аппаратов. Все они различаются по техническим характеристикам, а также функциональным особенностям. Выделим несколько популярных моделей.

«Хаммер»

Споттер «Хаммер» — это ручной аппарат, предназначенный для самостоятельного кузовного ремонта. Также он подходит для применения в условиях небольших СТО. Устройство отличается экономичностью за счет медной проводки. Судя по отзывам, это весьма качественное оборудование.

Работать с «Хаммером» очень удобно – соответствующие индикаторы вовремя предупредят о перегрузках. Споттер многофункционален, как говорят отзывы. С ним можно приваривать клепки, уничтожать вмятины, восстанавливать ребра жесткости. Это далеко не полный перечень возможных работ.

Особо можно выделить простоту устройства – оно оснащено специальной упрощенной настроечной системой. Для активации споттера нужно один раз нажать кнопку. Для комфорта производитель оснастил аппарат поворотным регулятором, который позволяет просто выбрать инструмент и затем менять уровень мощности. В комплекте имеется необходимый набор расходников для споттера.

Изготовление своими руками

Сделать такое полезное для автовладельца оборудование можно и самостоятельно. С этой задачей справится любой мастер. Все комплектующие можно легко найти. В основе устройства лежит сварочный трансформатор. Также имеется блок, питающий все элементы электрической цепи споттера. В пару к основному трансформанту дополняются диоды в виде сборки и диодные мосты.

Еще самодельный споттер включает в себя тиристор и переменный резистор. Далее, когда вся электрическая часть собрана, нужно позаботится о корпусе. В качестве основания обязательно должна быть диэлектрическая плита – на ней размещаются все компоненты. Для защиты внутренних элементов самодельного споттера и придания ему эстетичного вида можно использовать корпус от старой микроволновки.

На этом процесс изготовления завершен.

В заключение

Споттер – это полезная вещь для автовладельца. С помощью данного многофункционального инструмента можно решить массу задач. Что касается самостоятельного изготовления, для тех, кто знаком с техникой, это не будет сложно. Но если вы не хотите изучать многочисленные схемы и терять время на изготовление, можно приобрести уже готовый инструмент – это будет проще.

Источник: https://www.syl.ru/article/339904/spotter-dlya-kuzovnogo-remonta-vidyi-opisanie-printsip-rabotyi

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа авторемонта