Что такое импрессивная речь

Импрессивная речь в логопедии

что такое импрессивная речь

Речь подразделяется на экспрессивную (активную) и импрессивную (пассивную). В норме дети владеют двумя ее видами, именно понимание устной или письменной речи является пассивной формой и предшествует возникновению активного общения.

Например, при глухоте она присутствует и основывается на получении информации с помощью органа зрения. Слепые люди владеют письменной рецептивной речью через тактильные ощущения. Импрессивная речь у детей может быть устной и письменной.

Речевая деятельность состоит из восприятия звукового состава слова, его грамматической формы, понимания интонации и других средств языка. Она начинается с различия чужой и своей речи. Этот процесс происходит с помощью фонематического слуха. При этом важно уметь различать звуки, как твердые, так и мягкие; обособленно от других и при слитном произношении. Полностью формирование фонематического слуха заканчивается в 4,5-5,5 лет. В противном случае речь идет о задержке развития.

Этиология и характер отклонения

Тесно связаны между собой понятия восприятия и понимания речи. В первом случае это означает, как человек слышит и воспроизводит отдельные звуки. При этом он может не понимать значения сказанного. Например, прочитав непонятную фразу, вы ее воспримите частично, а после уточнения значения отдельных слов придет понимание. То есть, в речи первично восприятие с помощью слуха или зрения.

Причины нарушения импрессивной речи:

  • инверсия (перестановка подлежащих и сказуемых в предложении);
  • неумение изменять формы слов;
  • нераспознавание речевых звуков.

Как происходит понимание речи в различные периоды жизни видно из приведенной таблицы.

Умения и навыки Возраст ребенка
Ребенок уже реагирует на голос родителей 1-1,5 мес.
Активная реакция при обращении взрослых (улыбка, махи руками, ногами) 3 мес.
Отличает перемены интонации и реагирует соответственно 4 мес.
При обращении к нему возникает ответное гуление 5 мес.
Узнает свое имя 6 мес.
Воспринимает просьбы, сопровождаемые жестами 7 мес.
Знает названия частей лица 7,5 мес.
Понимает просьбы без подкрепления жестами 8,5 мес.
Может найти известные уже предметы в комнате 9-10 мес.
Начинает ориентироваться по простым картинкам в книге 10-11 мес.
Знает значение слова «нельзя» 11 мес.
Понимает фразы типа: «подойди», «пойдем кушать». Может показать минимум два цвета. 1 г.
Отвечает на вопросы в книжках по картинкам 2 г.
Воспринимает небольшие рассказы и сказки. Малыш может понимать характеристики знакомых предметов, значения слов больно, громко и т. д. 2 г. 5 мес.
Знакомится с антонимами 3 г
Поддерживает диалог, отвечая на вопросы 3 г. 5 мес.
Воспринимает речь в общепринятом виде, фразы с 10 и более словами 4 г. 5-6 мес.
Может ответить на вопросы: что такое дружба или страх, радость 5-6 лет

Еще один признак восприятия речи в логопедии – ориентация в быстром темпе разговора, анализ информации. В этом помогают паузы, но при быстром темпе могут образовываться новые слова из-за слияния фонем.

В письменной речи важным моментом является соотношение между собой слов, изменение их форм в словосочетаниях. Если падеж будет неправильным, невозможно понять смысл фразы. Устным средством импрессивной речи является интонация.

Естественно, сложнее воспринимаются предложения с однородными членами, деепричастными оборотами.

Совет родителям: пока у ребенка пассивная речь не сформирована до конца, используйте для общения короткие и понятные фразы из 7-8 слов. Запреты или похвала также должны быть лаконичными.

Последствия расстройства

Импрессивная речь в своем развитии проходит несколько этапов: от восприятия чужой до составления собственных высказываний. Чтобы понимать фразы, нужно знать грамматическую основу слова и его значение.

Этапы развития рецептивной речи:

  • I − понимание интонации взрослых;
  • II – оценка ситуации в повторяющихся условиях;
  • III – ребенок называет предметы, события и действия;
  • IV – завершающий, на котором малыш выполняет просьбы взрослых.

Нарушения рецептивной речи вызывают отставание в развитии экспрессивной. Общее недоразвитие речи (ОНР) приводит к проблемам фонематического и грамматического характера, скудности словарного запаса. Также отмечаются снижение интеллекта, слабохарактерность. На фоне патологических процессов ослабевает мышечный тонус, ухудшается статическая координация и выносливость. Детям дошкольного возраста свойственна неуклюжесть, неловкость, недостаточность мимики, нарушение координации движений.

Пациент не способен различать звуки, в результате речь получается скомканной и нечленораздельной. При нарушениях легкой тяжести возможна замена звуков на похожие, что называется литеральной парафазией. Проверяют это быстрым чтением вслух, так значительно увеличивается количество оговорок. В случае тяжелого течения человек вообще не способен понять, что ему говорят.

В. П. Глухов в процессе исследования выявил у детей с ОНР инертность, быструю истощаемость комбинаторных функций, слабое пространственное воображение. При вовлечении в игровой процесс у них снижены наблюдательность, мотивация и самоконтроль. Из-за неуверенности в себе они замкнуты, агрессивны, обидчивы, что затрудняет их адаптацию в социуме. Сложнее всего им воспринимать информацию зрительно в связи с расстройствами внимания и памяти.

Условия для организации рецептивной речи:

  • умение распознавать звуки;
  • понимание слова и значения фраз;
  • формирование коммуникативных навыков и лексики с помощью подражания и восклицания;
  • обучение семантике слова и грамматике;
  • обучение ребенка диалогу.

Дети-аутисты часто не обращают внимания на интонационные свойства речи. Так, если родители скажут ему с укором за проступок «ну, ты молодец!», он посчитает эти слова похвалой и продолжит совершать это действие.

Коррекция состояния

Диагностикой и развитием импрессивной речи занимаются сурдолог, невролог, дефектолог и логопед. Необходимо убедиться в отсутствии патологии со стороны органов слуха. Обследование головного мозга проводят с помощью МРТ-диагностики, ЭЭГ, УЗИ сосудов.

Что могут обнаружить:

  • тугоухость;
  • кровоизлияние в головной мозг;
  • кисты;
  • гидроцефалию;
  • эписиндром.

При отсутствии физических отклонений ребенка направляют к психиатру. Помощь дефектолога потребуется в любом случае. Расширять знания ребенка об окружающем мире должны взрослые через свои поступки, в игровой форме. В разговоре нужно показывать связь названия слова с его конкретным действием.

Например, части тела – одежда, еда – кормление. До 1,5 лет с детьми говорят о том, что они видят в конкретный момент. После двух расширяют смысловое значение, обсуждая с ними предметы и действия, которые происходили раньше. Так малыш учится сравнению и обобщению. Кроме этого, нужно поощрять его называть предметы. Хорошо способствует развитию активной речи подражание и повторение: «топ-топ», «куп-куп». Или: «Дождик кап-кап. Скажи: кап-кап».

Ваша речь должна быть простой, но понятной. До полутора лет можно использовать короткие упрощенные версии слов («биби» — машина, «куп-куп» — купаться, «ав-ав» — собачка).

Чем старше становится ребенок, тем богаче должен быть его словарный запас. Кроме демонстрации действий на игрушках, можно показывать живых животных, наблюдать за рыбками в аквариуме, учить короткие стихотворения и т. д.

Чтобы малышу было интересно и комфортно, интонация голоса должна быть выразительной, родители должны поощрять его маленькие победы. На занятиях с логопедом детям показывают сначала один, затем два-три предмета. Игрушки подбираются похожие на те, что дома.

Примеры упражнений в логопедии:

  • разделение предметов по признакам;
  • действия со знакомыми игрушками;
  • подражание звуками;
  • обучение эмоциональности;
  • введение в речь глаголов для описания действий;
  • использование уменьшительно-ласкательной формы слова;
  • отработка вопросительной, побудительной интонации.

Например, ребенку предлагают уложить спать куклу. Это упражнение развивает внимание, слух, учит подражанию звуков. Или за ширмой прячут знакомые игрушки, которые малыш должен угадать по воспроизводимому звуку, а затем тактильно их определить.

Логопедическая работа может применяться в любом возрасте и вне зависимости от имеющегося диагноза задержки речевого развития. Чем раньше начинается коррекционная работа, тем легче справиться с патологическими нарушениями и адаптировать ребенка к социуму.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/logopediya/impressivnaya-rech/

Динамическая афазия — характеристика речевой симптоматики

что такое импрессивная речь

Синдром динамической афазии – нейропсихологическое расстройство, сопровождающееся нарушением речи, при котором затрудняется формирование внутреннего плана высказывания. Речевая симптоматика динамической афазии – это невозможность выговорить предложение или фразу целиком.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сход развал что это

Причины

Динамическая афазия возникает при повреждении заднелобных структур ведущего полушария. У правшей – это левое полушарие, у левшей – правое. На нейропсихологическом уровне нарушение возникает на уровне третьего блока – активации, регуляции и планирования действий, в том числе и речевой деятельности.

Симптомы

Для динамической афазии наиболее характерно нарушение построения развернутого высказывания. Отдельные звуки произносятся и воспринимаются правильно, артикуляция не нарушена. Больной может высказывать отдельные слова и короткие фразы.

Симптомы грубой дисфазии проявляются нарушением спонтанности и инициативности речи: больному трудно начать диалог, а если он и начался, то фразы состоят из шаблонных и стереотипных слов и словосочетаний. Грубая афазия также характеризуется наличием эхо-симптомов, в особенности эхолалии и эхопраксии. Эхолалия – это симптом, характеризующийся повторением одного и того же слова, эхопраксия – повтор одного и того же действия.

Характеристика динамической афазии состоит из двух фундаментальных структур:

  1. Состояние импрессивной речи.
  2. Состояние экспрессивной речи.

Импрессивная речь

Это – понимание устной и письменной речи. Очаг поражения при динамической афазии вовлекает не только развертывание высказывания, но и понимание.

При легкой дисфазии больной понимает разговор, если та выражена с интонациями, с присутствием пауз и произносится медленно. Если слова произносится быстро, или в диалоге нет акцентированной интонации, понимание устной речи затрудняется.

При тяжелой дисфазии нарушается понимание слов, утрачивается «чувство языка и речи». Недоступны для понимания сложные фразы, предложения с двумя «не», речевые обороты и словосочетания. Это нарушение обусловлено снижением внимания на отдельных словах, так как пациент пытается объять сразу все предложение или фразу, не придавая значению отдельным ее элементам.

Экспрессивная речь

Нарушение экспрессивной речи отражает затруднение в построении плана высказывания и программировании моторных действий. Краткое повествование отличается банальностью и шаблонностью словестных структур при сохранности грамматической составляющей. Патология обуславливается аспонтанностью и скупостью фразы. А.Р. Лурия приводит пример речи больного, которому он показывал сюжетные картинки: «Хозяин, у него курица, несет яйцо. Хозяин убил курицу».

Клиническая картина дополняется амнестическими признаками. Так, пациент забывает имена, наименования предметов, адрес дома и названия улиц. Однако этот симптом отличается от акустико-мнестической афазии, при которой человек пытается описать предмет или явление.

Присутствуют трудности обратного отсчета: больные не могут отсчитать, например, от 10 до 1.

Если локализация очага вовлекает большую часть лобной доли, то у пациента возникают нарушения мотивов и воли. Отмечается снижение побуждений, интереса к миру. Пациенты не интересуются у врача своим здоровьем и прогноз лечения, неохотно пьют лекарства.

Нарушается спонтанность речи. При тяжелой дисфазии больные произносят шаблоны и стереотипы, встречающиеся в повседневной жизни. Диалог изобилует преимущественно бытовыми и разговорными фразами. При попытке аспонтанной речи резко теряются интонации.

Разговор людей с афазией средней тяжести отличается однообразными высказываниями. Присутствует телеграфный стиль повествования, при котором произносятся только глаголы и существительные, также отсутствуют служебные элементы: союзы, прилагательные.

При легком варианте присутствует спонтанность, однако диалог состоит из бедных логических структур и изобилует стереотипными фразами. Часто слышны повторяющиеся словестные обороты и отсутствие интонаций. В разговоре отмечается малое количество служебных элементов, которые присутствуют в разговоре.

Диалог при тяжелой дисфазии наполнен элементарными разговорными конструкциями. Чаще всего это ответы «да» или «нет». При заинтересованности в разговоре больные произносят более сложно организованные структуры, но не сложнее словесных шаблонов. Афазия умеренной и легкой степени отличается сохранностью диалогической речи.

При тяжелой афазии пациенты не могут пересказать текст даже своими словами. При умеренной и легкой степени люди могут пересказать текст ответами на вопросы. По качеству ответов врачу ясно, понимает ли человек слова и их смысл, или нет.

Чтение не нарушается даже при тяжелой степени расстройства. Единственная трудность – при чтении пациенты застревают на определенном слове, однако быстро переключаются. Нарушения письма не наблюдаются.

Диагностика

Динамическая дисфазия диагностируется при помощи непосредственного контакта врачом с больным. Ему показывают сюжетные картинки и просят вкратце рассказать суть происходящего. Также просят написать сочинение по прочитанной теме.

Методы коррекции

Приведен типовой план реабилитации при динамической дисфазии. Для человека с этим расстройством речи необходимы следующие методы:

  • Упражнения на преодоление ошибок в грамматической структуре.

Предлагаются такие задания:

  1. составить предложения из отдельно данных слов, которые согласованы между собой;
  2. составить фразы из 2 слов, которые несогласованы между собой;
  3. закончить фразу из неоконченного предложения (Дмитрий купил молока, потому что).
  4. Упражнения на преодоление трудностей в планировании фразы:
  5. пациенту показывают сюжетные картинки, по которым необходимо кратко рассказать мотив главных героев;
  6. больному дают прочитать краткий рассказ, после чего нужно выделить в нем главную мысль;
  7. пациенту дают прочитать известные устойчивые фразы и просят его объяснить их смысл (вода камень точит, яблока от яблони не далеко падают);
  8. больного просят составить краткую автобиографию: как зовут, где родился, какие есть хобби, какие любимые блюда.

Не нашли подходящий ответ?
Найдите врача и задайте ему вопрос!

Источник: https://sortmozg.com/zabolevaniya/dinamicheskaya-afaziya

«Приемы активизации речевой деятельности у детей с ТМНР»

что такое импрессивная речь

автор: Нестеренко Ирина Анатольевна

учитель — логопед КГОБУ «Камчатская школа — интернат для обучающихся с ОВЗ»

«Приемы активизации речевой деятельности у детей с ТМНР».

2020 год 

Согласно нормам развития речи, первые слова ребенок произносит до года (5–10 слов), фраза формируется к 1,5 года, умение говорить – к 2–2,5 года. В настоящее время эти показатели сдвинуты: хорошо, если первые слова малыш произносит в 1,5 года, простое предложение – к 2 годам, а к 3 годам формируется более-менее понятная фразовая речь.

Количество детей с нарушением в развитии речи и «безречевых» детей растет в геометрической прогрессии.

Специалисты утверждают: если в 70-80-е года речевые дефекты были у каждого 4-го ребенка дошкольного возраста (9%), то на сегодняшний день трудно найти дошкольника без нарушений (речевые проблемы – у 85% детей) и, что самое страшное, увеличилось количество детей, у которых речь не появляется до 3 лет. По статистике 2-3 ребенка на 1000 детей — дети неговорящие (25 %), поэтому каждый из нас в своей работе встречает безречевых детей. 

Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, различными задержками психоречевого развития, в том числе недифференцированными, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха.

Однако, при такой неоднородности группы отмечаются для всех этих детей характерные комплексные органические нарушения; отсутствие мотивации к общению; несформированность регулирующей и планирующей функции речи; недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности; негибкость в контактах; недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей       действительности. Все эти характерные черты мешают полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.

Основными целями логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах являются: — создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением импрессивной и экспрессивной речи; — развитие речевой инициативы. 

Следует отметить, что, исходя из особенностей речевого дефекта детей, приемы логопедической работы могут варьироваться:

— с сенсорной алалией воздействие направляется на воспитание сознательного анализа состава речи, развитие фонематического восприятия, понимание речевых структур;

— с моторной алалией важны формирование мотивационной основы высказывания, развитие психической активности и отраженной речи. Из своей практики Вы знаете, что конкретно сенсорный или конкретно моторный» алалик у нас не встречается, они смешаны, поэтому работу ведем, объединяя приемы.

— с интеллектуальной недостаточностью важны развитие наглядного мышления, ознакомление с предметами окружающей действительности;

— с ранним детским аутизмом в процесс обучения включают максимальную зрительную опору, так как мышление аутичного ребёнка имеет тип «буквального» (реальные предметы, картинки, применяются на всех этапах работы с ним);

— с нарушением слуха большое значение имеет подражание, широко используется предметная деятельность на основе эмоционального воздействия со взрослым, уточняется характер имеющихся звуков.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как работает компрессор кондиционера

Но, работа на начальном этапе с неговорящими детьми, будет одинакова.

Особенности логопедической работы на начальном этапе:

—  установление контакта; (Адаптируем ребенка к условиям обучения, выясняем его интересы или пристрастия, а также всё то, что может пригодиться для расположения ребёнка к сотрудничеству, его заинтересованности.) 

— выработка учебного стереотипа; (Вырабатываем умение сидеть за столом. Здесь, со стороны ребёнка следует негодование, отторжение и полное неприятие учебной ситуации, уходит немало времени, чтобы ребёнок не чувствовал страхов и угрозы со стороны педагога.

Первоначально возникает необходимость просто привлечь внимание ребенка и удерживать его некоторое время, достаточное для выполнения нескольких манипуляций.

Иногда, для выработки учебного стереотипа, приходиться прибегать к удержанию ребенка за столом до окончания выполнения им задания.) 

— установление зрительного контакта; 

— формирование начальных коммуникативных навыков; 

Как замена взгляда «глаза в глаза», сначала вырабатывается фиксация взора на картинке, или интересующую вещь ребёнка, имеющую для него большое значение в данный момент (например, любимая игрушка), которую педагог держит на уровне своих глаз.

Если ребенок не реагирует на обращение, нужно мягко повернуть его за подбородок и дождаться, когда взор скользнет по предъявляемому материалу. Когда это происходит, вещь отдают ребёнку. Добавляется инструкция «Посмотри на меня». Зафиксированный взгляд всегда нужно поощрить.

На этом этапе отрабатывается реакция оживления и слежения, умение следить взглядом за движением собственной руки, за предметами, предлагаемыми педагогом и захваченными рукой ребенка. Одновременно отрабатывается указательный жест.

— обучение пониманию речи, выполнение инструкций; (Т.е., работа над развитием импрессивной речи. Необходимыми предпосылками начала обучения являются частичная сформированность «учебного стереотипа», выполнение простых инструкций: «Дай» и «Покажи». Эти инструкции понадобятся для обучения понимания названий предметов.

Выбирают один предмет, пониманию названия которого будут обучать ребенка. Этот предмет должен соответствовать двум характеристикам: часто встречаться в быту; форма и размер предмета должны быть такими, чтобы ребенок мог взять его рукой. Если ребенок не выполняет инструкцию, за ней немедленно следует физическая помощь: (т.е., работа рука в руке.

Каждый следующий раз степень помощи уменьшается — все более легкими движениями направляют руку ребенка.) 

— формирование навыков, касающихся понимания названий действий. (Следует отметить, что обучение этим навыкам может происходить одновременно с обучением пониманию названий предметов. Сначала вводятся инструкции на простые движения (например: «Иди сюда», «Встань» и т.д.

, сначала по подражанию, имитируя движения взрослого), затем с предметами, при этом закрепляя само действие с этим предметом (например, если предмет чашка, то дать ребёнку попить с этой чашки, так действие, закреплённое за этим предметом запомнится быстрее). Далее переходим к обучению понимания действий на картинках.

Для этой цели необходимо обучать его навыку соотнесения предметов и их изображений.

Следует отметить, что эти все особенности работы невозможно разделить на отдельные части, поэтому все они выполняются в едином целом.  

Уже на начальных этапах работы широко используется работа с пиктограммами. Роль пиктограмм очень значима в работе с безречевыми детьми: именно их использование позволяет нам, педагогам, увидеть и понять: имеет ли ребенок представления о значении, смысле слова – действия, понимает ли он то, что сейчас будет делать. Ребенок еще не говорит, но на каждую пиктограмму реагирует определенным действием.

Следующий этап работы с неговорящими детьми Обучение экспрессивной речи.  Формирование навыков экспрессивной речи начинают с обучения навыку подражания звукам и артикуляционным движениям. В нее входят: 

1.Имитация вербальных (произносительных движений): открой рот, покажи язык (наша артикуляционная гимнастика). 

  1. Формирование длительного выдоха (различные дыхательные упражнения).

3.Формирование фонематического слуха: работа с музыкальными инструментами: барабан, бубен, дудка (различение звуков музыкальных инструментов; различение на слух речевых звуков (звукоподражания животных). 

Источник: https://xn--d1abbusdciv.xn--p1ai/%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE-%D0%B8-%D0%B0-%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4/

Экспрессивная речь и ее виды

Самосовершенствование 21 мая 2016

Для каждого человека речь является важнейшим средством общения. Формирование устной речи начинается с самых ранних периодов развития ребенка и включает несколько этапов: от криков и лепета к осознанному самовыражению при помощи различных лингвистических приемов.

Существуют такие понятия как устная, письменная, импрессивная и экспрессивная речь. Они характеризуют процессы понимания, восприятия и воспроизведения звуков речи, формирование фраз, которые будут озвучены или написаны в дальнейшем, а также правильное расположение слов в предложениях.

Устная и письменная формы речи: понятие и значение

Устная экспрессивная речь активно задействует органы артикуляции (язык, небо, зубы, губы). Но, по большому счету, физическое воспроизведение звуков является только следствием деятельности мозга. Любое слово, предложение или фраза вначале представляют собой идею или образ. После того как происходит их полное формирование, мозг посылает сигнал (приказ) речевому аппарату.

Письменная речь и ее виды напрямую зависит от того, насколько развита устная форма речи, так как, по сути, это визуализация тех же сигналов, которые диктует мозг. Однако особенности письменной речи позволяют человеку более тщательно и точно подобрать слова, усовершенствовать предложение и откорректировать то, что было написано раннее.

Благодаря этому письменная речь становится более грамотной и правильной по сравнению с устной. Тогда как для устной речи важными показателями становятся тембр голоса, скорость разговора, четкость звучания, внятность, письменная речь характеризуется четкостью почерка, его разборчивостью, а также расположением букв и слов по отношению друг к другу.

Изучая процессы устной и письменной речи, специалисты составляют общее понятие о состоянии человека, возможных нарушениях его здоровья, а также об их причинах. Нарушения речевой функции могут быть обнаружены как у детей с еще не сформировавшимся в полной мере речевым аппаратом, так и у взрослых людей, перенесших инсульт или страдающих другими заболеваниями. В последнем случае речь может полностью или частично восстановиться.

Импрессивная и экспрессивная речь: что это такое

Импрессивной речью называют психический процесс, сопутствующий понимаю различных видов речи (письменной и устной). Распознавание звуков речи и их восприятие – непростой механизм. Наиболее активно в нем участвуют:

  • зона сенсорной речи в коре головного мозга, которую также называют зоной Вернике;
  • слуховой анализатор.

Нарушение функционирования последнего провоцирует изменения в импрессивной речи. В качестве примера можно привести импрессивную речь глухих людей, которая основывается на распознавании произносимых слов по движению губ. Вместе с тем, в основе их письменной импрессивной речи находится тактильное восприятие объемных символов (точек).

Схематически зону Вернике можно описать как своеобразную картотеку, содержащую звуковые образы всех усвоенных человеком слов. На протяжении всей своей жизни человек обращается к этим данным, пополняет и корректирует их.

В результате же поражения зоны, происходит разрушение звуковых образов слов, которые там хранятся. Итогом такого процесса является невозможность распознания значения сказанных или написанных слов.

Даже при отличном слухе, человек не понимает, что ему говорят (или пишут).

Экспрессивная речь и ее виды – это процесс произнесения звуков, который можно противопоставить импрессивной речи (их восприятию).

Процесс формирования экспрессивной речи

Начиная с первых месяцев жизни, ребенок учится воспринимать обращенные к нему слова. Непосредственно экспрессивная речь, то есть формирование замысла, внутренняя речь и произнесение звуков, развивается следующим образом:

  1. Крики.
  2. Гуление.
  3. Первые слоги, как разновидность гуления.
  4. Лепет.
  5. Простые слова.
  6. Слова, относящиеся к взрослому лексикону.

Как правило, развитие экспрессивной речи тесно связано с тем, каким образом и сколько времени родители уделяют общению с ребенком.

На объем словарного запаса, правильную постановку предложений и формулировку собственных мыслей детей оказывает влияние все, что они слышат и видят вокруг себя. Формирование экспрессивной речи происходит в результате подражания действиям окружающих и желания активно с ними общаться. Привязанность к родителям и близким становится лучшей мотивацией для ребенка, стимулирующей его к расширению словарного запаса и эмоционально окрашенному словесному общению.

Нарушение экспрессивной речи является прямым следствием отклонений в развитии, результатом травм или болезней. Но большинство отклонений от нормального развития речи поддаются корректировке и регуляции.

Как выявляют нарушения речевого развития

Обследованием речевой функции детей, проведением тестов и анализом полученной информации занимаются врачи логопеды. Исследование экспрессивной речи проводят для того, чтобы выявить у ребенка сформированное грамматическое строение речи, изучить словарный запас и звукопроизношение. Именно для исследования звукопроизношения, его патологий и их причин, а также для разработки процедуры коррекции нарушений, изучают следующие показатели:

  • Произношение звуков.
  • Слоговую структуру слов.
  • Уровень фонетического восприятия.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое ветровое стекло автомобиля

Принимаясь за обследование, квалифицированный логопед четко представляет, что именно является целью, то есть какое расстройство экспрессивной речи ему надлежит выявить. Работа профессионала включает специфические знания о том, каким образом проводится обследование, какого рода материалы следует применить, а также каким способом оформить результаты и сформировать выводы.

С учетом психологических особенностей детей, возраст которых относится к дошкольному (до семи лет), процесс их обследования зачастую включает несколько этапов. На каждом из них применяют специальные яркие и привлекательные для названного возраста наглядные материалы.

Последовательность процесса обследования

Благодаря правильной постановке процесса обследования, существует возможность выявления различных умений и навыков, путем изучения одного вида деятельности. Такая организация позволяет за один прием на протяжении короткого времени заполнять более одного пункта речевой карты. В качестве примера можно привести просьбу логопеда рассказать сказку. Объектом его внимания становятся:

  • произношение звуков;
  • дикция;

Источник: https://monateka.com/article/213328/

Импрессивная и экспрессивная речь: что это такое

Импрессивной речью называют психический процесс, сопутствующий понимаю различных видов речи (письменной и устной). Распознавание звуков речи и их восприятие – непростой механизм. Наиболее активно в нем участвуют:

  • зона сенсорной речи в коре головного мозга, которую также называют зоной Вернике;
  • слуховой анализатор.

Нарушение функционирования последнего провоцирует изменения в импрессивной речи. В качестве примера можно привести импрессивную речь глухих людей, которая основывается на распознавании произносимых слов по движению губ. Вместе с тем, в основе их письменной импрессивной речи находится тактильное восприятие объемных символов (точек).

Схематически зону Вернике можно описать как своеобразную картотеку, содержащую звуковые образы всех усвоенных человеком слов. На протяжении всей своей жизни человек обращается к этим данным, пополняет и корректирует их.

В результате же поражения зоны, происходит разрушение звуковых образов слов, которые там хранятся. Итогом такого процесса является невозможность распознания значения сказанных или написанных слов.

Даже при отличном слухе, человек не понимает, что ему говорят (или пишут).

Экспрессивная речь и ее виды – это процесс произнесения звуков, который можно противопоставить импрессивной речи (их восприятию).

Как выявляют нарушения речевого развития

Обследованием речевой функции детей, проведением тестов и анализом полученной информации занимаются врачи логопеды. Исследование экспрессивной речи проводят для того, чтобы выявить у ребенка сформированное грамматическое строение речи, изучить словарный запас и звукопроизношение. Именно для исследования звукопроизношения, его патологий и их причин, а также для разработки процедуры коррекции нарушений, изучают следующие показатели:

  • Произношение звуков.
  • Слоговую структуру слов.
  • Уровень фонетического восприятия.

Принимаясь за обследование, квалифицированный логопед четко представляет, что именно является целью, то есть какое расстройство экспрессивной речи ему надлежит выявить. Работа профессионала включает специфические знания о том, каким образом проводится обследование, какого рода материалы следует применить, а также каким способом оформить результаты и сформировать выводы.

С учетом психологических особенностей детей, возраст которых относится к дошкольному (до семи лет), процесс их обследования зачастую включает несколько этапов. На каждом из них применяют специальные яркие и привлекательные для названного возраста наглядные материалы.

Красивый, плохой, злой: учимся разбираться в разных интерпретациях академической музыки, чтобы полюбить ее заново

Основной корпус классической музыки подробно задокументирован в нотах, поэтому различия в исполнении одного и того же произведения — это тонкое явление под названием «интерпретация».

Если мы читаем вслух стихотворение, мы так или иначе добавляем к нему свои интонации — однако в тексте обычно не указывается темп и громкость речи, а настроение стиха мы можем додумать сами, исходя из его содержания.

В нотах же обычно присутствуют нюансы (уровень громкости звука), штрихи (качество звукоизвлечения) и другие ремарки, позволяющие реализовать замысел композитора.

Однако в исполнениях нет понятия идеала, и даже точное следование всем указаниям дает только вариант, который содержит и черты эпохи, и индивидуальные особенности исполнителя.

Даже если вы решили включить старый добрый «Хорошо темперированный клавир» (одно из самых популярных произведений И. С. Баха) в качестве фона к романтическому ужину, вы можете нарваться на сюрприз.

Подпевание Гленна Гульда на фоне своей игры может смутить любителя чистого звука, а аутентичный Бах на клавесине поразит неискушенного слушателя тембром «на любителя».

Впрочем, с тембром у клавесина всё в порядке, а вот качественные звукозаписи — это другой вопрос. Как не запутаться в этом калейдоскопе?

Критерии качества

Прежде чем сравнивать хорошие исполнения, следует научиться отделять от них исполнения плохие. Первый показатель — это фальшь. Когда вместо гладкой мелодии вы слышите неуместные звуки или пение вокалиста вдруг напоминает подростка с ломающимся голосом, это признак фальши. Довольно часто она слышна «невооруженным ухом», и порой даже любители могут отметить, что исполнение фальшивое: какие-то ноты смазываются, задеваются соседние клавиши, труба киксует, а вокалист «дает петуха».

Трубачи киксуют на репетиции оркестра

Кажется, это не Бах: краткая история музыкальных мистификаций

Пианист чаще всего мажет мимо клавиш из-за того, что текст насыщен множеством нот или больших скачков. Его крупная (скачки на большие расстояния) или мелкая (множество коротких по длительности нот) моторика не справляется с поставленной задачей.

Сложные и быстрые пассажи на музыкальном сленге называют «черная икра» (из-за внешнего сходства большого количества черных (то есть коротких) длительностей с мелкими зернышками черной икры).

В музыке XX века существует музыкальное направление «новая сложность» (new complexity), где слово «сложность» обозначает количество слагаемых, нагружающих музыкальный текст. Произведения этого стиля часто требуют высокого уровня исполнительской техники.

Майкл Финисси, Green Meadows from English Country-Tunes, исполняет Майкл Тэн

Хотя считается, что фортепиано — один из самых сложных для освоения инструментов, извлечь из него звук не составляет труда. Это дает фортепиано преимущества, благодаря чему «королевский инструмент» (слово «рояль» происходит от фр.

royal — «королевский») становится ближайшим к самому могущественному инструменту академической музыки — симфоническому оркестру. Но способность к извлечению 10 и более звуков одновременно, а также его широчайшая красочность накладывают на исполнителя дополнительные задачи.

Поэтому освоение фортепиано — одна из сложнейших задач в мире исполнительского мастерства.

Тем не менее из клавишных и ударных проще всего извлечь звук. Струнно-щипковые — гитара, домра, лютня и другие — уже немного сложнее, исполнителей на этих инструментах можно определить по профессиональным мозолям на пальцах. Но труднее всего приходится духовикам: постановка амбушюра для игры на медных духовых требует больших усилий.

Источник: https://knife.media/music-interpretation/

Экспрессивная речь — становление в детском возрасте, коррекция

Правильное развитие речевого аппарата является одной из основ гармоничного становления личности. Экспрессивная речь представляет собой умение выстаивать правильные ассоциации между значениями слов и производимыми звуками.

Поэтому любые искажения четкости, ритма или выпадение отдельных слогов предупреждают о патологических процессах, требующих диагностики.

Что такое экспрессивная речь

Термин означает словесную форму, выраженную вслух, окрашенную эмоционально. У детей такая способность формируется в результате подражания действиям взрослых: вначале возникает идея, затем внутреннее высказывание, а после — озвучивание.

Слуховой анализатор и зона Вернике отвечают за понимание письменной и устной речи, правильное восприятие звуковых сигналов, словообразование.

В раннем периоде детства требуется поощрять и стимулировать желание детей говорить, не приспосабливаясь к невнятному произношению.

Социальная адаптация с развитием эмоционального интеллекта происходят за счет регулярных вербальных контактов, поэтому ребенку полезно слушать четкую дикцию взрослых и практиковаться самостоятельно.

Расстройство экспрессивной речи

При данном заболевании слабо развита артикуляция, нет четкого понимания, как использовать речевой аппарат для сотворения звуков, страдают все виды речевой деятельности.

Вначале может наблюдаться нормальное усвоение новых слов, но затем прогресс останавливается, исчезает способность адекватно комбинировать грамматические средства.

Интерес к познанию и интеллект детей с моторной алалией обычно не нарушены, предметно-практические способности развиты в полной мере.

Поэтому первую тревогу у родителей вызывает молчание ребенка при понимании ним ситуации и логичной реакции на вербальное обращение.

Подчас определения диагноза следует исключить сопутствующие болезни — неправильное развитие аппарата артикуляции иногда сочетается со структурными изменениями мозговых тканей.

Источник: https://logoprav.ru/o-rechi/ekspressivnaya-rech

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа авторемонта
Почему плохо дует печка на ваз 2107

Закрыть