Как проверить датчик кислорода мультиметром

Первые признаки неисправности лямбда-зонда или как проверить датчик кислорода

как проверить датчик кислорода мультиметром

О том, что такое лямбда зонд и для чего он нужен, к сожалению, знают далеко не все автовладельцы. Лямбда зонд — это кислородный датчик, который позволяет электронной системе контролировать и балансировать правильное соотношение воздуха и бензина в камерах сгорания. Он способен своевременно исправить структуру топливной смеси и предупредить дестабилизацию рабочего процесса двигателя.

Этот достаточно хрупкий прибор находится в очень агрессивной среде, поэтому его работу необходимо постоянно контролировать, так как при его поломке дальнейшее использование автомобиля невозможно. Периодическая проверка лямбда зонда станет гарантом стабильной работы автотранспортного средства.

Принцип действия лямбда зонда

Основной задачей лямбда зонда является определение химсостава выхлопных газов и уровня содержания в них молекул кислорода. Этот показатель должен колебаться в пределах от 0,1 до 0,3 процентов. Бесконтрольное превышение этого нормативного значения может привести к неприятным последствиям.

При стандартной сборке автомобиля, лямбда зонд монтируется в выпускном коллекторе в области соединения патрубков, однако, иногда бывают и другие вариации его установки. В  принципе, иное расположение не влияет на рабочую производительность данного прибора.

Сегодня можно встретить несколько вариаций лямбда зонда: с двухканальной компоновкой и широкополосного типа. Первый вид чаще всего встречается на старых автомобилях, выпущенных в 80-е годы, а также на новых моделях эконом-класса. Датчик широкополосного типа присущ современным авто среднего и высшего класса. Такой датчик способен не только с точностью определить отклонение от нормы определенного элемента, но и своевременно сбалансировать правильное соотношение.

https://www.youtube.com/watch?v=HkImG-inTy0

Благодаря усердной работе таких датчиков существенно повышается рабочий ресурс автомобиля, снижается топливный расход и повышается стабильность удержания оборотов холостого хода.

С точки зрения электротехнической стороны, стоит отметить тот момент, что датчик кислорода не способен создавать однородный сигнал, так как этому препятствует его расположение в коллекторной зоне, ведь в процессе достижения выхлопными газами прибора может пройти определенное количество рабочих циклов. Таким образом, можно сказать, что лямбда зонд реагирует скорее на дестабилизацию работы двигателя, о чем он собственно впоследствии и оповещает центральный блок и принимает соответствующие меры.

Основные признаки неисправности лямбда зонда

Основным признаком неисправности лямбда зонда служит изменение работы двигателя, так как после его поломки значительно ухудшается качество поступаемой топливной смеси в камеру сгорания. Топливная смесь, по сути, остается бесконтрольной, что недопустимо.

Причиной выхода из рабочего состояния лямбда зонда может быть следующее:

  • разгерметизация корпуса;
  • проникновение внешнего воздуха и выхлопных газов;
  • перегрев датчика вследствие некачественной покраски двигателя или неправильной работы системы зажигания;
  • моральный износ;
  • неправильное или прерывающееся электропитание, которое ведет к основному блоку управления;
  • механическое повреждение в следствие некорректной эксплуатации автомобиля.

Во всех вышеперечисленных случаях, кроме последнего, выход из строя происходит постепенно. Поэтому те автовладельцы, которые не знают как проверить лямбда зонд и где он вообще расположен, скорее всего, не сразу заметят неисправность. Однако, для опытных водителей определить причину изменения работы двигателя не составит никакого труда.

Постепенный выход из строя лямбда зонда можно разбить на несколько этапов. На начальной стадии датчик перестает нормально функционировать, то есть, в определенных рабочих моментах мотора устройство перестает генерировать сигнал, впоследствии чего дестабилизируется налаженность оборотов холостого хода.

Иными словами, они начинают колебаться в достаточно расширеном диапазоне, что в конечном итоге приводит к потере качества топливной смеси. При этом авто начинает беспричинно дергаться, также можно услышать нехарактерные работе двигателя хлопки и обязательно на панели приборов загорается сигнальная лампочка. Все эти аномальные явления сигнализируют автовладельцу о неправильной работе лямбда зонда.

На втором этапе датчик и вовсе перестает работать на не прогретом двигателе, при этом автомобиль будет всевозможными способами сигнализировать водителю о проблеме. В частности, произойдет ощутимый упадок мощности, замедленное реагирование при воздействии на педаль акселератора и все те же хлопки из-под капота, а также неоправданное дергание автомобиля. Однако, самым существенным и крайне опасным сигналом поломки лямбда зонда служит перегрев двигателя.

В случае полного игнорирования всех предшествующих сигналов свидетельствующих об ухудшении состояния лямбда зонда, его поломка неизбежна, что станет причиной большого количества проблем.

В первую очередь пострадает возможность естественного движения, также значительно увеличится расход топлива и появится неприятный резкий запах с ярко выраженным оттенком токсичности из выхлопной трубы.

В современных автоматизированных автомобилях в случае поломки кислородного датчика может попросту активизироваться аварийная блокировка, в результате которой последующее движение автомобиля становится невозможным. В таких случаях сможет помочь только экстренный вызов эвакуатора.

Однако, самым худшим вариантом развития событий является разгерметизация датчика, так как в этом случае движение автомобиля становится невозможным по причине высокой вероятности поломки двигателя и последующего дорогостоящего ремонта.

Во время разгерметизации отработанные газы вместо выхода через выхлопную трубу, попадают в заборный канал атмосферного эталонного воздуха.

Во время торможения двигателем лямбда зонд начинает фиксировать переизбыток молекул кислорода и экстренно подает большое количество отрицательных сигналов, чем полностью выводит из строя систему управления впрыском.

Основным признаком разгерметизации датчика является потеря мощности, особенно это ощущается во время скоростного движения, характерное постукивание из-под капота во время движения, которое сопровождается неприятными рывками и неприятный запах, который выбрасывается из выхлопа. Также о разгерметизации свидетельствует видимый осадок сажных образований на корпусе выпускных клапанов и в области свечей.

Как определить неисправность лямбда зонда рассказывается на видео:

Электронная проверка лямбда зонда

Узнать о состоянии лямбда зонда можно путем его проверки на профессиональном оборудовании. Для этого используется электронный осциллограф. Некоторые специалисты определяют работоспособность кислородного датчика при помощи мультиметра, однако, он способен только констатировать или же опровергнуть факт его поломки.

https://www.youtube.com/watch?v=XJr1aP9NZGM

Проверяется устройство во время полноценной работы двигателя, так как в состоянии покоя датчик не сможет полностью передать картину своей работоспособности. В случае даже незначительного отхождения от нормы, лямбда зонд рекомендуется заменить.

Замена лямбда зонда

В большинстве случаев такая деталь, как лямбда зонд не подлежит ремонту, о чем свидетельствуют утверждения о невозможности произведения ремонта от многих автомобильных производителей. Однако, завышенная стоимость такого узла у официальных дилеров отбивает всякую охоту его приобретения.

Оптимальным выходом из сложившейся ситуации может стать универсальный датчик, который стоит гораздо дешевле родного аналога и подходит практически всем автомобильным маркам.

Также в качестве альтернативы можно приобрети датчик бывший в использовании, но с продолжительностью гарантийного периода или же полностью выпускной коллектор с установленным в него лямбда зондом.

Однако, бывают случаи, когда лямбда зонд функционирует с определенной погрешностью из-за сильного загрязнения в результате оседания на нем продуктов сгорания. Для того чтобы убедиться, что это действительно так, датчик необходимо проверить у специалистов. После того как проверка лямбда зонда состоялась и подтвержден факт его полной работоспособности, его нужно снять, почистить и установить обратно.

Для того чтобы демонтировать датчик уровня кислорода, необходимо прогреть его поверхность до 50 градусов. После снятия, с него снимается защитный колпачок и только после этого можно приступать к очистке.

В качестве высокоэффективного очищающего средства рекомендуется использовать ортофосфорную кислоту, которая с легкостью справляется даже с самыми стойкими горючими отложениями. По окончании процедуры отмачивания, лямбда зонд ополаскивается в чистой воде, тщательно просушивается и устанавливается на место.

При этом не стоит забывать о смазке резьбы специальным герметиком, который обеспечить полную герметичность.

Устройство автомобиля очень сложное, поэтому он нуждается в постоянной поддержке работоспособности и проведении своевременных профилактических работ.

Поэтому в случае возникновения подозрений о неисправности лямбда зонда, необходимо незамедлительно произвести диагностику его работоспособности и в случае подтверждения факта выхода из строя, заменить лямбда зонд.

Таким образом, все важнейшие функции транспортного средства будут сохранены на прежнем уровне, что станет гарантом отсутствия дальнейших проблем с двигателем и прочими важными элементами автомобиля.

Источник: http://2auto.su/article/tuning/pervye-priznaki-neispravnosti-lyambda-zonda-ili-kak-proverit-datchik-kisloroda/

Однопроводной лямбда зонд как проверить

как проверить датчик кислорода мультиметром

Современные автомобили оборудованы системами электронного впрыска горючего с возможностью регулировки состава смеси. В случае поломки устройства знание признаков неисправности лямбда-зонда поможет определить причину проблемы.

Описание устройства и где находится

С появлением систем электронного впрыска бензина перед конструкторами встала задача корректировки состава топливной смеси. Для этого стали применяться датчики кислорода или лямбда-зонды. Устройства поддерживают состав топливной смеси в определенных переделах, что позволяет обеспечивать максимальную эффективность каталитического нейтрализатора. При иных составах смеси нейтрализатор начинает работать некорректно и выходит из строя.

В зависимости от конструкции выхлопной системы используется один или два датчика:

  1. Первый установлен непосредственно в выхлопном коллекторе и замеряет состав выхлопных газов перед каталитическим нейтрализатором. На ранних системах этот девайс был единственным.
  2. С введением нормативов Евро-3 стал применяться второй зонд, расположенный после нейтрализатора. Электронный блок управления анализирует данные от двух зондов и косвенно оценивает эффективность работы катализатора, а также корректирует состав смеси.

Варианты исполнения лямбда-зондов

Производители установили для изделий срок службы:

  • зонд без спирали подогрева — не более 80 тыс. км;
  • узел с подогревом — до 100 тыс. км;
  • планарные (широкополосные) зонды — до 160 тыс. км.

Заявленный ресурс зондов не является точным. Срок работы устройств зависит от множества факторов и может быть меньше или больше указанных значений.

Схема устройства

Рассмотрим схему зонда, дающую представление о размещении узлов. Знание конструкции позволяет понять места расположения деталей, подверженных поломкам.

Пример конструкции зонда

  • 1 — металлический штуцер, предназначенный для установки зонда, на внешней поверхности имеются грани под ключ, ниже расположена резьба;
  • 2 — керамический изолятор;
  • 3 — уплотнительный элемент для ввода жгута проводов;
  • 4 — сигнальные провода;
  • 5 — металлический защитный колпачок, оснащенный вентиляционными продухами, предназначен для защиты измерительного элемента от повреждений;
  • 6 — пружинная контактная часть;
  • 7 — чувствительный элемент, выполненный из керамики;
  • 8 — нагревательный стержень;
  • 9 — вентиляционный канал;
  • 10 — внешний металлический корпус.

Основные признаки и причины неисправности лямбда-зонда

Основные признаки неисправности лямбда-зонда:

  • перебои в работе и плавающие обороты на холостом ходу или низкой частоте вращения вала;
  • снижение разгонных параметров автомобиля;
  • заметное (иногда на несколько литров) увеличение расхода топлива;
  • включение индикатора Check Engine и появление ошибок в памяти блока управления.

Причинами неисправности кислородного датчика могут быть:

  • поврежденный чувствительный элемент;
  • засорение рабочей зоны зонда сажей или свинцом;
  • разрушение проводки;
  • выход из строя элемента подогрева.

Как проверить датчик кислорода?

При возникновении перечисленных выше проблем необходимо проверить состояние датчика кислорода. Проверка лямбда-зонда выполняется визуальным методом и с помощью электронного оборудования.

Визуальный осмотр

Самым первым этапом проверки является внешний осмотр детали, который состоит из этапов:

  1. Провести визуальный осмотр проводки и штекеров. Недопустимы оплавления изоляции, механические повреждения, окисления контактов.
  2. На рабочей поверхности датчика не должно иметься налета сажи и копоти. Слой сажи возникает при износе поршневых колец или плохой герметичности клапанов. Копоть изменяет чувствительность зонда, который передает неверную информацию на блок управления двигателем. После очистки детали работоспособность восстанавливается. Очистка производится мягкой щеткой и выдерживанием зонда в ортофосфорной кислоте в течение 15-20 минут.
  3. Если на поверхности чувствительного элемента присутствуют отложения белого или светло-серого цвета, то это свидетельствует о применении топлива с присадками на основе тетраэтилсвинца. Как правило, такой датчик быстро выходит из строя.

Внешний осмотр лямбда-зонда позволяет определить только малую часть неисправностей, более тщательный анализ выполняется при помощи тестера или мультиметра.

Проверка мультиметром

В устройстве могут перегореть цепи подогрева или начаться разрушение рабочего элемента. Эти неисправности могут быть обнаружены при помощи электронных тестовых приборов.

Существуют три разновидности штекеров лямбда-зонда:

  • двухпроводной (заземление и сигнальный);
  • трехпроводной (добавляется положительный провод питания нагревательного элемента);
  • четырехпроводной (имеется дополнительное заземление нагревательной спирали).

Для выполнения проверки лямбда-зонда требуется заводская документация, позволяющая определить назначение проводов и цифровой мультиметр, переключенный в режим вольтметра и омметра.

Примерная последовательность действий:

  1. Прогреть двигатель до рабочей температуры, поскольку только в этом случае обеспечивается возможность снятия корректных данных.
  2. Прозвонить цепи подогрева. В нормальных условиях сопротивление находится в пределах 2-15 Ом, более точные данные можно получить из справочной литературы. Сопротивление измеряется подключением к двум пинам в штекере (для четырехпроводного зонда) или к пину нагревателя и корпусу автомобиля (в трехпроводных). Если сопротивление равно нулю, это значит, что выявлено короткое замыкание обмоток подогревательного элемента. Стремление сопротивления к бесконечности является симптомом обрыва нихромовых нитей обогрева.
  3. Прозвонить проводку, идущую к подогревателю от блока управления, на отсутствие разрывов.
  4. Проверить напряжение в сигнальной цепи. Отрицательный сигнал может браться с корпуса автомобиля или непосредственно с клеммы аккумулятора. Перед проверкой двигатель должен поработать на средних оборотах (2500-3000 об/мин) в течение 2-3 минут. Разъединить штекер и подключить тестовый прибор.
  5. Довести обороты до 2500-2600 об/мин и резко бросить педаль газа. Показания вольтметра находятся в пределах 0,2-1,0 вольта и меняются с частотой 1 Гц (в среднем один раз в секунду).
  6. Отключить трубку вакуума от регулятора давления для проверки степени обеднения смеси. Возможно принудительное обеднение смеси закрыванием рукой воздухозаборного отверстия дроссельного узла. Провести замер напряжения, которое должно находиться в пределах 0,2 вольта или ниже.
  7. Установить трубку обратно.
  8. Резко поднять обороты до максимальных. При этом напряжение должно составлять около 1 вольта.

Косвенным признаком неработоспособности зонда является стабильное напряжение около 0,45-0,5 вольта, которое не меняется от режима работы и состава смеси. Однако для подтверждения поломки рекомендуется проводить тщательную проверку осциллографом или тестовым компьютером.

Проверка с помощью осциллографа

Преимуществом проверки зонда осциллографом является возможность контроля не только значения напряжения, но и амплитуды изменения по времени. Сдвиги амплитудных характеристик в небольших пределах вызывают изменение параметров работы двигателя, но не регистрируются блоком управления, как ошибка. Проверка осциллографом проводится в условиях специализированного сервиса, поскольку в личном владении прибор встречается нечасто.

Источник: https://automotogid.ru/odnoprovodnoj-ljambda-zond-kak-proverit/

Как проверить датчик кислорода

как проверить датчик кислорода мультиметром

 Узнайте, как проверить датчик кислорода

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как снять генератор на рено дастер

Научиться проверять кислородный датчик (O2) поможет вам подтвердить потенциальную проблему с датчиком в вашем автомобиле, прежде чем тратить время и деньги на замену устройства, которое, возможно, даже не нуждается в замене. Датчики кислорода определяют количество кислорода в потоке выхлопных газов и преобразуют эту информацию в сигнал напряжения, который используется вашим автомобильным компьютером для контроля соотношения топлива и выбросов, так же его ещё часто называют лямбда зонд.

Однако всякий раз, когда сигнал от него изменяется и не соответствует его нормальным рабочим параметрам, он заставляет компьютер сохранять код неисправности в памяти и включает индикатор неисправности (MIL) или индикатор Check Engine на панели приборов, что бы предупредить вас о проблеме.

Тем не менее, если вы подозреваете, что неисправный измеритель кислорода или компьютерный код неисправности указывает на потенциальную проблему с O2, проблема может быть в другом месте. Все, что делает компьютер, это сообщает вам, где была обнаружена проблема.

Например, у вас может быть разболтанный или порванный вакуумный шланг, в результате чего датчик будет считывать постоянный высокий уровень кислорода в потоке выхлопных газов; или электрический разъем может ослабнуть, что не позволяет устройству работать.

Вместо этого компьютер обнаруживает неправильную работу датчика.

Поэтому перед заменой устройства вы можете использовать рабочие характеристики лямбда зонда, чтобы проверить, действительно ли вам необходимо заменить его.

Датчик кислорода может быть расположен рядом с выпускным коллектором.

Всегда используйте цифровой мультиметр с сопротивлением 10 мОм для предотвращения повреждений при работе с чувствительными электронными и электрическими устройствами на вашем автомобиле.

Как проверить датчик кислорода мультиметром

Для запуска этого теста вам потребуется цифровой вольтметр с сопротивлением 10 мОм . Большинство цифровых вольтметров поставляются с защитой на 10 мегаом, чтобы предотвратить и не повредить электрические или электронные компоненты во время теста.

Кроме того, перед началом испытаний найдите ихмеритель кислорода, который вы хотите устранить. На моделях автомобилей до 1996 года он обычно находится на выпускном коллекторе или рядом с ним. На 1996 и более новых моделях вы увидите его около выпускного коллектора, и еще один датчик около каталитического нейтрализатора. Тем не менее, некоторые модели автомобилей имеют до пяти или более измерителе2. Убедитесь, что вы знаете, какой именно нужно проверить.

При получении диагностических кодов неисправностей (DTC) с вашего автомобильного компьютера вы также можете получить информацию о конкретном неисправном измерителе в зависимости от функций вашего диагностического прибора.

Например, вы можете получить банк I, неисправный датчик 1, который указывает на датчик O2 на выпускном коллекторе или рядом с ним на головке цилиндров, содержащей номер цилиндра 1.

Банк I, датчик 2, указывает на датчик на с той же стороны, но дальше вниз по выхлопной системе, вероятно, прямо перед или после каталитического нейтрализатора. То же самое относится и к другой головке блока цилиндров – на двигателях V-типа, которая считается Bank II.

Чтобы найти Банк I и Банк II, при необходимости обратитесь к руководству по обслуживанию вашего автомобиля.

Затем, если тестируемый датчик имеет более одного провода (нагрева), найдите сигнальный провод, обратившись к руководству по обслуживанию вашего автомобиля, если это необходимо.

  • Однопроводный – использует этот провод в качестве сигнального провода.
  • Двухпроводные -и используют один провод для сигнала датчика, а другой – для питания нагревателя.
  • В трехпроводных моделях используется один провод для сигнала, а два других – для питания и заземления нагревателя.
  • Четырехпроводные – используют один из проводов для заземления самого датчика.

Чтобы определить провода, посмотрите схему подключения в руководстве по ремонту вашего автомобиля. Если у вас нет инструкции, купите или скачайте из интернета.

Когда у вас есть соответствующий вольтметр и вы найдете датчик, прогрейте двигатель автомобиля до рабочей температуры. Вы можете сделать это, взяв свой автомобиль на 20-минутную поездку по шоссе или на холостом ходу двигателя на 15-20 минут на высокой скорости холостого хода.

  1. Выключите двигатель и установите вольтметр на шкалу мВ (милливольт) постоянного тока.
  2. Если вы тестируете датчик O2 возле каталитического нейтрализатора, поднимите автомобиль с помощью домкрата и надежно закрепите автомобиль на паре домкратов и заблокируйте задние колеса.
  3. Будьте осторожны при подключении вашего счетчика. Когда двигатель работает при рабочей температуре, выпускной коллектор и трубы очень горячие. Не обожгите себя и держите прибор и датчики вдали от горячих поверхностей.
  4. На измерителе с одним-тремя проводами подключите красный провод измерительного прибора к сигнальному проводу, а черный провод измерительного прибора – к надежному заземлению двигателя. На четырехпроводных датчиках подключите черный щуп измерительного прибора к заземляющему проводу измерителя. При необходимости обратитесь к электрической схеме в руководстве по ремонту вашего автомобиля.

С некоторыми датчиками, однако, трудно провести обратную проверку сигнального провода через разъем. Чтобы преодолеть это ограничение, вы можете отсоединить его и подключить жилу из медного провода к штырю разъема для сигнального провода, а затем снова подключить электрический разъем, оставляя отрезок провода, торчащий из разъема. Это даст вам оголенный провод, который вы можете подключить к измерительному щупу для теста. Просто убедитесь, что оголенный провод не касается земли.

Другим вариантом является прокалывание сигнального провода измерителя через изоляцию с помощью штыря и подключение измерительного щупа к штырю.

Если вы решите использовать последний метод, после завершения испытаний выньте штифт и закройте проколотый участок провода изолентой, чтобы предотвратить проникновение влаги и коррозии в провод.

Датчик кислорода помогает уменьшить:
Углеводород
Монооксид углерода
Оксиды азота

Чтение сигналов датчика кислорода

Запустите двигатель и проверьте сигналы напряжения измерителя на вольтметре. Напряжение должно циклически изменяться или колебаться в пределах диапазона от 100 мВ до 900 мВ (от 0,10 до 0,90 В). Это означает, что датчик работает правильно.

Если датчик O2 выдает только сигнал низкого или высокого напряжения, либо у вас проблемы с работой двигателя, либо он перестал работать. Чтобы проверить работу измерителя, проведите следующие два теста.

Проверка отклика на плохое состояние топлива

  1. Сначала отсоедините шланг от клапана принудительной вентиляции картера (PCV), ведущего к впускному коллектору. Это позволит большему количеству воздуха войти в двигатель. Если вам нужно найти клапан ПВХ, обратитесь к руководству по обслуживанию вашего автомобиля.
  2. Проверьте показания вольтметра сигнала датчика. Он интерпретирует увеличение содержания кислорода как обедненное топливо и излучает сигнал, близкий к 200 мВ (0,20 В). Если он не реагирует соответствующим образом или требуется время, датчик работает неправильно.
  3. Подсоедините шланг к клапану PCV.

Проверьте реакцию датчика кислорода на насыщенное состояние топлива

  1. Отсоедините пластиковый канал от узла воздушного фильтра на вашем автомобиле.
  2. Заблокируйте отверстие воздуховода, ведущее к двигателю, чистой тряпкой. Это уменьшит количество воздуха, поступающего в двигатель.
  3. Проверьте показания вольтметра.

    Он интерпретирует уменьшение содержания кислорода как богатое состояние топлива и излучает сигнал, близкий к 800 мВ (0,80 В). Если датчик не реагирует соответствующим образом или требуется время, датчик работает неправильно.

  4. Подсоедините воздуховод к узлу воздушного фильтра и выключите двигатель.

Если измеритель кислорода в вашем автомобиле правильно отреагировал на ваши тесты, у вас может быть проблема с другим компонентом, влияющим на эффективность использования топлива. У двигателя может быть утечка вакуума (порванные шланги, подсос воздуха), проблема в системе зажигания или что-то подобное.

Если ваш датчик не отвечает должным образом на ваши тесты, он перестал работать, и вам необходимо заменить его.

Замените датчик кислорода через рекомендованный производителем интервал для лучшей производительности двигателя.

Как только вы узнаете, как проверить датчик кислорода, вы можете проверить, действительно ли устройство работает или нуждается в замене. Эти тесты сэкономят ваши деньги и время – и помогут вам быстрее починить свой автомобиль. Кроме того, вы можете проверить интервал обслуживания для вашего измерителя O2 в вашем руководстве по ремонту.

По мере накопления пробега побочные продукты выхлопа покрывают кончик устройства, который защищает чувствительный элемент. Тогда эффективность лямбда зонда падает, вызывая проблемы с работой двигателя. В конце концов, он перестает работать.

Поэтому рекомендуется заменить его в рекомендованном графике, чтобы восстановить эффективность использования топлива и сократить выбросы.

Источник: https://santavod.ru/kak-proverit-datchik-kisloroda/

Как проверить лямбда зонд мультиметром видео

Устройство лямбда – зонда

Чтобы качественно проводить работы по проверке О2-датчика необходимо хотя бы на поверхностном уровне знать его устройство.
Лямбда зонд состоит из:

Металлического корпуса;Защитный корпус;Керамический изолятор;

Наконечник из керамики.

Все остальные детали датчика кислорода можно увидеть на рисунке ниже.

В зависимости от количества проводов, с помощью которых лямбда зонт подключается к системе, существуют

4 типа данных устройств:

Виды датчиков кислорода

1. Однопроводной2. Двухпроводной3. Трёхпроводной

4. Четырёхпроводной

Причины поломок лямбда зонда— Не качественно топливо;— Применение топлива с повышенным октановым числом, что может привести к перегреву элементов лямбда зонда.— Повышенное количество свинца в топливе.

— Попадание в корпус грязи и различных технологических жидкостей.

К чему это может привести— Большой расход топлива;— Не правильная работа инжектора;— Рывки в движении;— Не правильная работа катализатора;— Появление сильно загрызенных выхлопных газов;— Плавающие обороты двигателя;

— Снижение мощности;

На автомобилях с коробкой автомат переключение передач может происходить со стуком и дерганием автомобиля.

Способы проверки лямбда зонда

Основные способы проверки лямбда зонда:

Визуальный осмотр;С помощью приборов.

Визуальный осмотр

Перед проверкой лямбда зонда с помощью прибора рекомендовано сначала провести его визуальный осмотр.
Грязь, сажа и гарь. Причины: сгорание пере обогащённой топливной смеси, перегрев лямбда зонда.

Последствия: замедленное реагирование кислородного датчика и запоздалая выдача информации компьютеру, запоздалое переключение напряжения.

На датчике замечены отложения серого и белого цветов. Причины: Применение присадок различного типа в маслах и топливе.Последствия: Сбои в работе топливной системы, необходима замена устройства.
Блестящие отложения. Причина: много свинца в топливе.Последствия: Сбои в работе топливной системы, необходима замена устройства.

Отложения серого цвета

Проверка с помощью приборов
С помощью приборов проверку проводят только в том случае, когда визуальный осмотр не выявил указанных выше дефектов. В других случаях лямбда зонт просто меняют.

Для проверки лямбда зонта с помощью приборов используют:

Опытные водителя – осциллограф;

Для обычных проверок – вольтметр, желательно цифровой;

Знания, без них никак.

Далее действуем так:

Отсоединяем датчик от колодки с проводами;Подключаем его к прибору (вольтметр);Заводим двигатель и прогреваем его;Увеличиваем обороты до 2000 – 2600 и резко бросаем педаль газа;Снимаем трубку с вакуумного регулятора давления;Замеряем напряжение, оно должно быть в пределах 0,45 — 0,8 Вт.

Проводим проверку на обедненную топливную смесь

С помощью трубки снятой с вакуумного регулятора давления создаем искусственный подсос воздуха. Если напряжение на выходе меньше 0,2 Вт, то датчик исправный.
Как еще можно проверить, работает датчик кислорода или нет? Просто переставьте его на другой автомобиль, при условии, что подойдут разъемы. Часто такой способ проверки используется там, где в семье имеются два автомобиля.

Как необходимо проводить проверкуВсе проверки необходимо проводить только на прогретом двигателе, на оборотах от 2,0 до 2,6 тыс.В отличает от проверки вольтметров, где необходимо отключить О2 от контролера, при проверки осциллографом лямбда зонт от сети отключать не нужно.К сигнальному проводу датчика подключается щуп осциллографа и снимаются показания.

Ниже на рисунке видна схема расположения разъемов.

Таблица. Разъемы лямбда-зондов, цвета проводов, подключение.

Рекомендации и выводы

Проводить проверку лямбда зонда необходимо в обязательном порядке, ведь последствия неисправности данного датчика могут быть критическими, вплоть до полной остановке автомобиля.
При замене данного устройства на другое, желательно использовать новый аналог, так как компьютер вашего автомобиля уже настроен на получение сигнала именно от этой модели.

Хотя стоит заметить, что некоторые автомобилисты все же рискуют и устанавливают вместо вышедших из строя дорогих О2 на дешевые аналоги.К примеру, для автомобилей ВАЗ, Москвич лямбда зонды производит компания BOSH. Эта же компания выпускает их для автомобилей форд, поэтому стандарт качества европейский.

Для автомобиля Форд можно приобрести аналог устройства, выпускаемого для автомобилей ВАЗ, главное, чтобы было одинаковое количество контактов.

Современные автомобили оборудованы системами электронного впрыска горючего с возможностью регулировки состава смеси. В случае поломки устройства знание признаков неисправности лямбда-зонда поможет определить причину проблемы.

Как проверить лямбда-зонд мультиметром? 4 последовательных этапа

Такого вида датчики выходят из строя не сразу, поэтому перед их поломкой можно выделить характерные признаки:

  • падение или плавающее поведение оборотов двигателя на холостом ходу;
  • автомобиль начинает дёргаться, после запуска двигателя слышны странные хлопающие звуки;
  • снижается мощность двигателя, при нажатии на педаль подачи топлива автомобиль реагирует с задержкой;
  • двигатель перегревается быстрее и сильнее, увеличивается расход топлива;
  • выхлопные газы становятся более токсичными.

Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего специалиста, в которой рассказывается о том, что такое обманка на лямбда-зонд.

Если датчик всё-таки вышел из строя, то качество поступающего в двигатель топлива сильно ухудшаются. Отсюда возникает множество проблем. Причины некорректной работы лямбда-зонда бывают самые различные:

  1. Цепь накала работает неправильно, чувствительность наконечника датчика снижается.
  2. Качество топлива слишком низкое, в нём содержится много железа и свинца. Такие вещества налипают на платиновые электроды датчика и приводят его в негодность.
  3. Система подогрева лямбда-зонда функционирует некорректно. Данные выдаются неточные.
  4. Корпус регулятора перегревается. Это происходит из-за неверно установленного угла опережения зажигания.
  5. Маслосъёмные кольца изношены, из-за чего в выхлопную трубу поступает моторное масло, повреждающее датчик.
  6. Многократный запуск двигателя производится слишком часто.
  7. Для установки лямбда-зондов используются силиконовые герметики из строительных магазинов.
  8. Уровень компрессии в цилиндрах двигателя нарушается, из-за чего происходит неравномерное сгорание топливной смеси.
  9. Инжекторные форсунки забиты.

Как проверить лямбда-зонд?

Проверка лямбда-зонда осуществляется с помощью мультиметра и тестера. Проверкой не стоит пренебрегать, если существуют вышеперечисленные признаки его неисправности.

Проверка лямбда-зонда мультиметром наиболее универсальная. Для проверки накальной спирали от колодки отсоединяются контакты 3-го и 4-го разъёмов и подключаются к зажимам концы прибора. Сопротивление спирали должно составлять не менее 5 ом. Проверка также позволяет определить чувствительность наконечника датчика. Для того, чтобы узнать эти параметры, необходимо разогреть двигатель до 80 градусов по Цельсию:

  1. Перед проверкой датчика стоит убедиться в отсутствии его сильного загрязнения, наличия сажи и пыли. С помощью куска ветоши удалите все инородные элементы.
  2. Разгоните двигатель до 3 000 оборотов в минуту и удерживайте этот уровень в течении 3 минут для разогрева датчика.
  3. Соедините щуп прибора со знаком минус с массой автомобиля, а со знаком плюс — с выходом лямбда-зонда.
  4. Проверьте показания мультиметра. Они не должны заходить за пределы от 0,2 до 1 вольт. Также они должны обновляться раз в 10 секунд.

Нажимайте на педаль акселератора и отпустите её при показании мультиметром значения 1 вольт. Если значение резко упадёт до нуля, то датчик в порядке. Если данные на дисплее не скачут, а поддерживаются на уровне от 0,4 до 0,5 вольт, то датчик неисправен.  Выключите двигатель и проверьте всю проводку, связанную с зажиганием и реле.

Если напряжение полностью отсутствует, то проблема кроется в контактах.

Некоторые автомобили снабжены продвинутой бортовой системой с разными режимами. Различные сигналы могут указывать на те или иные неисправности:

  • 0130 – показания датчика неверны;
  • 0131 – сигнал, поступающий из датчика, слишком слабый;
  • 0133 – лямбда-зонд медленно реагирует;
  • 0134 – реагирование прибора отсутствует;
  • 0135 – неисправность нагревателя лямбда-зонда;
  • 0136 – заземление второго датчика замкнуто;
  • 0137 – второй датчик выдаёт слишком слабый сигнал;
  • 0138 – слишком высокий сигнал второго датчика;
  • 0140 – обрыв лямбда-зонда;
  • 1102 – невозможно считать показатели, потому что сопротивление элемента слишком низкое или совсем отсутствует.

Ремонт лямбда-зонда

В случае, если приборы указали на неисправность датчика, его ремонт можно провести самостоятельно. Если проблема заключается в контактах цепи, то необходимо отыскать место их разрыва и проверить на предмет окисления. Сигнал может не поступать от блока питания. WD-40 поможет справиться с окислением контактов.

При образовании нагара на корпусе лямбда-зонда необходимо прочистить все элементы системы. Для этого понадобятся специальные вещества для удаления ржавчины. Этапы чистки:

  • очистка датчика выполняется в несколько этапов;
  • нагрейте корпус лямбда-зонда до 50 градусов по Цельсию и демонтируйте его;
  • снимите защитный колпак;
  • вымачивайте датчик в ортофосфорной кислоте в течение 30 минут;
  • ополосните лямбда-зонд в воде, высушите и установите на место.

Резьба устройства должна быть обработана специальным средством для повышения герметичности. В этом случае нельзя использовать силиконовые герметики. В случае полной поломки устройства приобретите в специализированном магазине новое. Стоимость лямбда-зонда колеблется от 1 000 до 3 000 рублей. Чтобы увеличить срок службы датчика и топливной системы в целом, не используйте некачественное топливо.

Пожалуйста, оцените этот материал!

(4 5,00

Источник: https://motorsguide.ru/system/kak-proverit-lyambda-zond

Как проверить лямбда-зонд мультиметром? 9 причин неисправности устройства — Тюнинг и ремонт

В конструкции современного автомобиля есть множество различных датчиков. Каждый из них непосредственно связан с ЭБУ. Последний принимает короткие сигналы от датчиков, после чего анализирует информацию и дает свою команду на исполнительные механизмы в автомобиле. Данная деталь представляет огромную важность для любой современной машины.

Любая ошибка в работе датчиков должна быть исключена. Если какой-либо из них приходит в неисправность, это сразу же отображается на работе двигателя, динамике разгона автомобиля и на его экономичности. В сегодняшней статье мы поговорим о том, как устроен кислородный датчик, а также узнаем, как проверить исправность лямбда-зонда своими руками.

Характеристика

Данная деталь представляет собой устройство для определения количества кислорода, который содержится в отработавших газах. Почему он насколько важен для автомобиля? Дело в том, что кислородный датчик регулирует оптимальное соотношение воздуха и топлива в горючей смеси на разных режимах работы двигателя. Процесс дозировки данных составляющих называется «лямбда-регулированием».

Стоит отметить, что при недостаточном количестве воздуха в горючей смеси угарный газ не окисляется полностью. А при чрезмерной концентрации О2 в топливе оксиды азота не в состоянии разделиться на несколько компонентов (азот и кислород) в полной мере.

Устройство

Конструкция данного датчика предполагает наличие следующих элементов:

  • Металлического корпуса с резьбой для крепления.
  • Уплотняющего кольца.
  • Проводки.
  • Токосъемника электросигнала.
  • Манжеты для уплотнения проводов.
  • Наружной защитной оболочки. Она также имеет специальное отверстие для циркуляции воздуха.
  • Резервуара со спиралью накала.
  • Наконечника (чаще всего бывает керамическим).
  • Защитного щитка, имеющего отверстие для выпуска отработавших газов.

Все вышеперечисленные детали изготавливаются из материалов, стойких к воздействию высоких температур.

Где расположен лямбда-зонд?

На большинстве современных автомобилей кислородный датчик устанавливается в выпускной системе. Некоторые производители оснащают свои автомобили двумя лямбда-зондами.

В таком случае один из них монтируется до каталитического нейтрализатора, а второй – после него.

Использование такой схемы установки существенно усиливает контроль устройства за составом отработанных газов и делает работу нейтрализатора более эффективной.

Как проверить исправность лямбда-зонда? Признаки неисправности

Как показывает практика, подобные датчики имеют достаточно высокий ресурс эксплуатации. Однако при воздействии на него сторонних факторов, таких как низкое качество используемого топлива (об этом мы поговорим немного позже), его срок службы значительно сокращается. Итак, какие симптомы нам указывают на неисправность кислородного датчика?

Наиболее вероятным признаком, указывающим на плохую работу лямбда-зонда, является резкое увеличение токсичности выхлопных газов. «На глаз» определить этот показатель нельзя.

Уровень токсичности отработавших газов определяется при помощи замера специальным прибором. Только по его результатам можно судить, увеличен ли уровень выброса СО в атмосферу или нет.

Если же прибор показал завышенное значение, вероятнее всего, кислородный датчик пришел в негодность.

Но не только по результатам теста на токсичность можно определить исправность устройства. Вторым симптомом, указывающим на неисправность лямбда-зонда, является увеличенный расход топлива. Этот фактор, в отличие от предыдущего, можно определить без сторонних приборов, то есть «на глаз».

Однако здесь стоит отметить один момент: не всегда увеличенный расход топлива свидетельствует о неисправности кислородного датчика.

Подобный симптом может указывать на ряд других проблем, например на неправильно отрегулированный карбюратор, загрязненные форсунки либо наличие отложений в топливной системе.

Очень часто о неисправности лямбда-зонда сигнализирует красная лампа на панели приборов автомобиля – «Чек Энджин». Вместе с ней вы заметите, как существенно изменился автомобиль в поведении. Это могут быть рывки при разгоне, нестабильная работа двигателя, троение и т. д.

Что влияет на срок службы лямбда-зонда?

Как мы уже сказали ранее, кислородный датчик – один из самых «живучих» элементов в системе автомобиля. Но есть целый ряд факторов, влияющих на срок службы данного устройства. Основной из них – низкое качество топлива. При его горении на кислородном датчике выделяется часть свинца.

Данный металл со временем накапливается и своим слоем снижает чувствительность внешних электродов к кислороду. Восстановить или очистить такой элемент от свинца нельзя. Датчик подлежит только замене. Отметим, что перед тем, как проверить лямбда-зонд тестером, предварительно его следует осмотреть внешне.

Если на нем имеется стойкий металлический налет, спасти ситуацию может только замена элемента на новый.

Реже лямбда-зонд приходит в неисправность из-за механических деформаций. К таким повреждениям можно отнести нарушение целостности корпуса элемента, обмотки обогрева и т. д. Ремонт здесь, как и в первом случае, нецелесообразен. Поэтому перед тем, как проверить лямбда-зонд, убедитесь в отсутствии на нем механических деформаций. Если они есть, датчик сразу же нужно заменить.

Поломка лямбда-зонда может быть спровоцирована и неисправностью самой топливной системы автомобиля. Когда в камеру сгорания попадает большее количество смеси, часть его не сгорает полностью и следует по выпускным каналам наружу в виде черного налета.

Данные отложения имеют свойство накапливаться на узлах автомобиля, в том числе и на кислородном датчике. Выход из этой ситуации прост – для восстановления нормальной работы элемента достаточно очистить поверхность зонда от сажи.

Само же транспортное средство рекомендуется отправить на диагностику, так как неполное сгорание топлива, помимо загрязнения системы, провоцирует повышенный расход, что в значительной мере отобразится на кошельке водителя.

Особенности конструкции современных датчиков

Стоит отметить, что устройство сегодняшнего лямбда-зонда значительно отличается от конструкции его ранних прототипов.

Если раньше кислородный датчик представлял собой лишь чувствительный элемент без дополнительных подогревателей, то сейчас из-за жестких норм токсичности производителям пришлось дорабатывать его конструкцию. Вся суть усложнений заключалась в установке встроенного подогревателя.

Первые образцы датчиков не укомплектовывались данным элементом, а потому приводились в действие нагревом отработавших газов.

Сейчас же благодаря встроенному подогревателю, лямбда-зонд вступает в работу сразу же после пуска двигателя, то есть уровень выброса СО не варьируется в зависимости от время запуска мотора и движения авто. Современный кислородный датчик оснащается 4-мя выходами. Из них два идут на подогреватель, один – на «массу», а еще один – на сигнал.

Как проверить работоспособность лямбда-зонда? Способы диагностики

Существует два основных способа диагностики данного прибора:

  • При помощи сканера.
  • При помощи мотортестера.

Последний вариант является более подходящим, так как мотортестер позволяет не только оценить текущее и пиковое значение, но и форму сигнала, а также скорость его изменения. Последняя характеристика как раз и является показателем производительности лямбда-зонда.

Приступаем к работе

Итак, как продиагностировать работоспособность датчика при помощи тестера? Для начала необходимо подготовить небольшой набор инструментов. Помимо самого прибора, нам потребуется также цифровой вольтметр и осциллограф. Перед тем как проверить лямбда-зонд мультиметром, необходимо тщательно прогреть мотор. Только после этого можно приступать к диагностике.

Как проверить работу лямбда-зонда? Для начала нужно найти сам датчик. Его расположение указано в руководстве по эксплуатации. Сначала осматриваем его визуально на предмет внешних отложений.

Нормальный датчик не должен содержать ни сажи, ни свинца на своей поверхности. Поэтому перед тем, как проверить лямбда-зонд, следует тщательно очистить его от слоя сажи и пыли.

Делается это обычным куском ветоши.

Теперь подключаем тестер. Но перед тем как проверить датчик, лямбда-зонд следует отключить от колодки питания. После подсоединяем его к вольтметру и заводим автомобиль. Сначала увеличиваем его обороты до 2-3 тысяч в минуту, далее снижаем до 200.

Если топливная система вашей машины имеет электронное управление, следует вынуть из регулятора давления горючего вакуумную трубку. Теперь смотрим на показания прибора.

Если стрелка мультиметра остановилась на показании в 0.9 В, значит, лямбда-зонд находится в исправном состоянии. В случае если прибор показал напряжение в 0.

8 В и ниже, кислородный датчик неисправен, и его необходимо заменить.

Другие методы диагностики

Также рекомендуется произвести тест на бедную смесь. Как это сделать? Для этого необходимо подключить к разъему подачи бензина датчик и параллельно ему установить вольтметр (или мультиметр). Если стрелка на шкале приборов показала значение 0.2 В и ниже, значит, лямбда-зонд находится в рабочем состоянии.

Кроме этого, можно проверить работоспособность кислородного датчика в динамике.

Как тестером проверить лямбда-зонд на исправность? Для этого, как и в предыдущем случае, подключаем датчик к разъему подачи, параллельно ему ставим тестер и увеличиваем обороты мотора до 1.5 тысяч в минуту.

При этом стрелка мультиметра должна показать значение в 0.5 В. Существенное отклонение от данной нормы свидетельствует о неисправности лямбда-зонда. В таком случае деталь необходимо заменить.

Как проверить подогрев лямбда-зонда? Для этого необходимо подключить тестер одной стороной на контакт подогревателя («+»), а вторую сторону вывести на «массу», то бишь подключить к двигателю.

После включения зажигания прибор покажет значение от 10 до 12 В. Если стрелка опустилась ниже, значит, произошел обрыв цепи питания. На этом вопрос «как проверить лямбда-зонд своими руками» можно считать закрытым.

Как видите, диагностику устройства можно произвести и без помощи специалистов.

Заключение

Итак, мы узнали, как проверить лямбда-зонд мультиметром, а также выяснили, как устроен данный элемент и какую важность он представляет для автомобиля. Напоследок отметим, что автомобили, оборудованные двумя кислородными датчиками, рекомендуется диагностировать таким способом каждые 10-20 тысяч километров (либо хотя бы периодически замерять уровень токсичности отработавших газов).

Источник: https://tuningpostavka.ru/to/kak-proverit-lyambda-zond-multimetrom-9-prichin-neispravnosti-ustrojstva.html

Лямбда зонд: признаки неисправности, проверка и замена датчика кислорода

Лямбда-зонд (датчик кислорода) – один из важных элементов в составе ЭСУД автомобиля,  предназначенный для  измерения количества кислорода в составе выхлопных газов.  Датчик, осуществляя контроль количества кислорода в выхлопе автомобиля, влияет на качество приготовления топливной смеси автомобиля, тем самым оптимизируя работу ДВС.

Эффективность сгорания топлива заключается в правильно приготовленной топливной смеси (соотношение топлива и воздуха в системе питания). Если воздуха будет больше или меньше  — повышается токсичность отработавших газов, а также выходят из строя катализаторы, снижающие вредные вещества в выхлопных газах.

По этой причине очень важно следить за состояние датчика кислорода, поскольку от него зависит бесперебойная работа ДВС автомобиля. При этом проблемы, возникающие по причине сбое в работе датчика кислорода, устраняют путем диагностирования и проведения ремонтных работ по его замене.

Лямбда-зонд: виды и основные составляющие

Чаще всего устройство устанавливается на выпускном коллекторе, в который при высоких температурах и под давлением из ДВС поступают отработанные газы.

Основные составляющие датчика кислорода:

  • внешний электрод – металлический элемент с керамическим изолятором и наконечником, покрытым платиной путем напыления, просчитывает количество кислорода в выхлопных газах;
  • внутренний электрод – элемент из циркония с рабочей температурой до 1000°C
  • нагревательный элемент- элемент нагревающий электроды до определенных температур, что позволяет датчику кислорода работать в момент холодного запуска ДВС.

Идем далее. На разных авто лямбда-зонды  могут отличаться. Необходимо выделить следующие виды:

  • широкополосный датчик – имеет двухточечный и закачивающий керамические элементы (закачивающий элемент с использованием определенной силы тока закачивает в себя из отработанных автомобильных газов кислород).
  • двухточечный датчик – имеет два электрода и подсчитывает коэффициент избытка воздуха в топливной смеси. Коэффициент в идеальных условиях должен быть равен 1, некачественное топливо и воздух повышают его до отметки, например, 1.05;

Неисправности лямбда зонда: признаки и причины

Выход из строя лямбда зонда может повлечь за собой сбой в работе топливной системы, увеличение расхода топлива, уменьшение тяги и др. Сбой в работе топливной системы приведет к снижению эксплуатационных характеристик двигателя автомобиля: пропала мощность, ухудшение динамики и т. д.

Срок службы датчика кислорода зависит от эксплуатационных условий работы ДВС автомобиля и составляет в среднем 60-80 тысяч километров пробега.

Основные признаки неисправности лямбда зонда:

  • перерасход топлива;
  • нехарактерный запах из выхлопной трубы, повышение токсичности выхлопных газов;
  • переход ДВС в аварийный режим, ухудшение динамики, снижение мощности (сильно заметно при движении на больших скоростях);
  • нестабильный холостой ход, загорается лампочка «check engine»;

Неисправность лямбда зонда, причины:

  • топливо низкого качества (большое содержание примесей, в частности, свинца);
  • нарушение целостности электроцепей подключения (замыкание);
  • механические повреждения или загрязнение датчика кислорода продуктами сгорания топлива по причинам проблем с мотором;
  • температурные перегрузки (перебои в работе системы зажигания).

Еще стоит отметить, что поломка датчика кислорода может привести к собою в работе ЕGR cиcтeмы (нарушение функциональности вакуумного клапана системы).

Как проверить датчик кислорода

Начнем с того, что ЭБУ автомобиля позволяет диагностировать причину поломки того или иного элемента или узла.  Об этом будет сигнализировать горящий «чек» на панели приборов.

При появлении первых признаках неисправности датчика кислорода, описанных выше, прежде чем приступить к демонтажу, его  необходимо проверить. Проверка лямбда зонда, осуществляется несколькими способами:

  • проведение компьютерной диагностики для выяснения причин неисправностей (подключение сканера в диагностический разъем автомобиля для снятия цифрового кода ошибки);
  • если нет возможности проведения компьютерной диагностики, проверку проводят самостоятельно, подключив вольтметр (при прогретом датчике до температуры 300 — 400°С, замеряют напряжение, которое он  посылает на ЭБУ автомобиля); Проверка посредством электронного осциллографа при работающем и прогретом двигателе автомобиля (выполняются замеры сопротивления лямбда зонда, сопротивление нагревателя датчика – от 2 до 14 Ом, напряжение, подведенное к нагревателю – не менее 10,5 В).
  • механическая проверка датчика с последующим снятием на предмет образования на нем нагара из-за неполного сгорания топлива. В этом случае датчик чистят и устанавливают обратно.

Замена датчика кислорода: интервалы замены и особенности монтажных работ

Замена кислородного датчика не является плановой процедурой, однако зачастую рекомендации сводятся к следующему:

  • датчики с подогревом требуют замены каждые 100 тысяч километров пробега;
  • датчики без подогрева – замена каждые 50 -80 тысяч километров; пробега:
  • планарные датчики – замена каждые 160 тысяч километров пробега.

Замена лямбда зонда производится после его проверки любым из способов, описанных выше, на предмет поломки. Ремонтные работы по устранению неполадок лямбда зонда  делятся на два этапа: подготовительный и этап установки.

Подготовительный этап предполагает наличие необходимых инструментов, подбор и покупку заменяемой детали (лямбда-зонд). Далее выполняется демонтаж защиты, обработка гайки для фиксации жидким ключом или WD-40. Также нужно, чтобы не расширялся коллектор, снизить температуру двигателя до приемлемого показателя.

Что касается установки, потребуется:

  • отсоединить с помощью отвертки разъемы всех проводов;
  • открутить датчик, надев на него специальный ключ с прорезью (если датчик прикипел к другой детали, его резьбу смазывают WD-40 или жидким ключом, избегая попадания смазывающей жидкости на поверхность другой детали);
  • меняем датчик на новый, устанавливая его на прежнее место без перекосов, ровно, после чего затягиваем крепление, подключаем разъемы, устанавливаем на место защиту;
  • затем тестируем систему на работоспособность (отсутствие ошибок на панели приборов, иногда ошибку нужно предварительно сбросить).

Также замена кислородного датчика предполагает следующие особенности: при использовании датчика повторно необходимо обработать резьбу специальной монтажной пастой, избегая попадания ее на защитную трубку. Еще следует строго соблюдать момент затяжки, указанный производителем, а саму установку проводить аккуратно и не спеша, чтобы не повредить датчик.

Подведем итоги

С учетом вышесказанного становится понятно, что для максимально низкого расхода топлива и для оптимальной работы  ДВС автомобиля очень важно следить за состоянием датчика кислорода (лямбда-зонда). Неисправность этого элемента может привести к перерасходу горючего, снижению КПД силовой установки и сбоям в работе ДВС.

Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое ДПДЗ. Из этой статьи вы узнаете о назначении указанного датчика, а также как датчик положения дроссельной заслонки влияет на работу двигателя. Если рассмотренные выше симптомы проявились в большей или меньшей степени, в рамках диагностики важно правильно, точно и своевременно диагностировать, а также качественно устранить неисправность.

При этом работы по замене датчика кислорода можно провести самостоятельно, так как  процесс не сложный. Главное, правильно подобрать подходящий элемент, а также не допустить распространенных ошибок при снятии старой лямбды и последующей установке нового кислородного датчика.

Источник: http://KrutiMotor.ru/kak-proverit-lyambda-zond-svoimi-rukami/

Как проверить лямбда-зонд на исправность? :

В конструкции современного автомобиля есть множество различных датчиков. Каждый из них непосредственно связан с ЭБУ. Последний принимает короткие сигналы от датчиков, после чего анализирует информацию и дает свою команду на исполнительные механизмы в автомобиле. Данная деталь представляет огромную важность для любой современной машины.

Любая ошибка в работе датчиков должна быть исключена. Если какой-либо из них приходит в неисправность, это сразу же отображается на работе двигателя, динамике разгона автомобиля и на его экономичности. В сегодняшней статье мы поговорим о том, как устроен кислородный датчик, а также узнаем, как проверить исправность лямбда-зонда своими руками.

Проверка и замена лямбда зонда (датчик кислорода) на ВАЗ 2114: мультиметр в помощь

ВАЗ 2114, как и любой современный автомобиль, оборудован сложной системой электроники и разнообразными датчиками, посредством которых ЭБУ (электронный блок управления) получает информацию о текущем состоянии разных систем машины – двигателя, тормозов, системы подачи топлива, АКБ и генератора.

Лямбда зонд, он же датчик кислорода, является важнейшим устройством, при выходе которого из строя автомобиль не сможет исправно работать. В данной статье мы разберемся, что собою представляет лямбда зонд: изучим конструкционные особенности, принцип работы, а также рассмотрим технологию проверки и замены вышедшего из строя датчика кислорода.

Кислородный датчик

Общая информация и принцип действия

Как можно понять из названия детали, датчик кислорода (ДК) – это прибор, посредством которого ЭБУ получает информацию о количестве оставшегося кислорода в выхлопных газах.

ДК является достаточно сложным в конструкционном плане устройством. Состоит он из керамического электролита, который способен переносить крайне высокие температуры, вплоть до четырехсот градусов. Электролит сделан из диоксида циркония, поверхность которого обработана оксидом иттрия. Поверхность оксида покрыта напылением из платины. Использование платины обусловлено тем, что она является материалом, обладающим максимальной теплопроводностью.

Помимо основного электролита, конструкция лямбда зонта состоит из следующих частей:

  • Защитные экранированные наконечники с обеих сторон электролита, на которых расположены отверстия для забора воздуха и выхлопного газа. Наконечники, в паре с электролитом, являются основной функциональной частью датчика кислорода, по которым анализирующее устройство определяет разность потенциалов;
  • Наконечники являются своеобразным корпусом, внутри которого расположен элемент с высокой проводимостью тока (коллектор);
  • Между наконечниками расположено устройство, считывающее возникающий электрический сигнал;
  • Всё элементы конструкции датчика кислорода размещены внутри металлического корпуса. К лямбда зонду подведена проводка из четырех проводов: 2 белых провода, которые отвечают за питание устройства, и два черных – первый, передает полученные данные к ЭБУ, второй – заземление.

Принцип действия лямбда зонта следующий: электролит, расположенный в потоке выхлопных газов автомобиля, разогревается до температуры от 300 до 400 градусов благодаря встроенному нагревательному элементу. Такая температура необходима для того, чтобы цирконий достиг своей максимальной проводимости, и система начала работать. ДК установлен таким образом, что наконечник на одной его части контактирует исключительно с выхлопными газами, а второй наконечник – с чистым атмосферным воздухом.

Когда внутри коллектора, расположенного внутри наконечника, скапливается достаточное количество кислорода, на электролите происходит смена разницы потенциалов, данные о которой передаются на блок ЭБУ, и электронные системы четырнадцатой изменяют количество подаваемого в цилиндры топлива.

Оптимальное соотношение топлива и кислорода в сгораемой смеси – 14,7 к 1, именно при такой пропорции наблюдается наибольшее КПД силового агрегата.

Стоимость датчика кислорода ВАЗ на 2114 зависит от типа устройства: на первые модели четырнадцатой устанавливались однопроводные лямбда зонты, сейчас их можно купить по цене от 1.2-2 тыс. рублей, на новые модели – четырехпроводные ДК, они стоят дороже, от 2 до 3 тысяч.

Проверка лямбда зонда

Определить, что ДК неисправен и необходима проверка лямбда зонта, можно по следующим признакам:

  • Проблемы с двигателем на низких оборотах – четырнадцатая глохнет либо плохо набирает скорость;
  • Увеличился расход бензина;
  • После того, как двигатель заглушен, в месте расположения ДК слышны отчетливые потрескивания.

О том, что необходимо проверить датчик кислорода, также свидетельствует наличие ошибки 131 и 134 на приборной панели. Данные ошибки свидетельствует о том, что устройство подает неправильный сигнал, и проблему необходимо искать в проводке датчика, либо в некачественном заземлении устройства на корпусе автомобиля. Наличие ошибки 132 говорит о том, что подающаяся топливная смесь является слишком бедной (большое количество кислорода в бензине).

Прежде чем браться за любое электронное оборудование необходимо ознакомится с его особенностями. Распиновка датчика кислорода выглядит следующим образом:

Распиновка

  • А – контакт плюсового чувствительного элемента;
  • С – контакт минусового чувствительного элемента;
  • В – провод питания нагревательного устройства.

Зная, как выглядит распиновка лямбда зонда, можно приступать к проверке устройства. Для начала изучим расположение датчика кислорода по типу двигателя четырнадцатой:

  1. В автомобилях с движком 1.5 л. он расположен на верхней части приемной трубы, рядом с резонатором;
  2. НаВАЗ 2114 с 1.6 литровым двигателем, лямбда зонд расположен в подкапотном пространстве, прямо на выхлопном коллекторе мотора. Учитывайте, что на новые модели четырнадцатой устанавливается сразу 2 ДК: второй расположен рядом с первым, найти его никакого труда не составляет.

ДК

Проверить датчик кислорода на ВАЗ 2114 в домашних условиях можно обычным мультиметретром, приобрести который вы можете в любом автомагазине за 300-500 рублей.

Проверка датчика кислорода мультиметром выполняется следующим образом:

  1. Заводим четырнадцатую и прогреваем двигатель, чтобы ДК получил рабочую температуру;
  2. Переходим в подкапотное пространство, чтобы проверить лямбда зонд тестером. Подключаем один щуп мультиметра к минусовой клемме двигателя, второй – к контакту «В» датчика кислорода. Если тестер показывает, что напряжение на датчике кислорода равно 12 Вольтам, то устройство полностью исправно, если результат отличается в меньшую сторону – оборвалась цепь контактов ДК.
  3. Далее выполняем проверку контактов чувствительных элементов «А» и «С». Минусовой щуп тестера ставим на контакт «С», плюсовой щуп – на контакт «А». При исправном датчике тестер будет показывать 0,45 В. Если показания отличаются – ДК необходимо менять.

Особенности замены датчика кислорода

Менять вышедший из строя лямбда зонд необходимо на полностью аналогичное устройство.

При поездке в автомагазин возьмите с собой поломавшийся прибор и сверьте маркировки, расположенные на корпусе устройств.

Подключение лямбда зонда ВАЗ 2114 нужно выполнять при выключенном зажигании и полностью остывшем двигателе.

Алгоритм действий следующий:

  1. Отсоединяем от устройства всю проводку;
  2. Откручиваем ДК гаечным ключом;
  3. Вкручиваем новый датчик. Проявите осторожность, поскольку резьбу сорвать достаточно просто;
  4. Согласно схеме распиновки соединяем контакты датчика.

Как вы видите, замена ДК ничего сложного собою не представляет. Зная, как проверить лямбда зонд, определить неисправность и установить новый прибор можно за час-полтора. Стоит отметить, что вся вышеописанная технология подходит и для ВАЗ 2115.

Мы надеемся, что эта статья стала полезна Вам, автовладелец!

Источник: https://autovaz-2114.ru/electrical-equipment-in-the-car/proverka-i-zamena-lyambda-zonda-datchik-kisloroda-na-vaz-2114-multimetr-v-pomoshh/

Датчик кислорода как проверить мультиметром. Как проверить датчик кислорода (лямбда-зонд) своими руками. Как проверить кислородный датчик мультиметром

РазноеДатчик кислорода как проверить мультиметром

Лямбда-зонд предназначен для анализа выхлопных газов автомобиля на количество кислорода и на современных автомобилях устанавливается вместе с так называемым катализатором. Избыток этого газа в топливовоздушной смеси не сулит вашей машине ничего хорошего, потому что работа катализатора напрямую зависит от кислорода. Как проверить лямбда-зонд на исправность мультиметром? Поговорим об этом далее.

Что такое лямбда-зонд

Это достаточно простое устройство анализа выхлопных газов, основанное на гальваническом эффекте. Располагается он обычно в выпускном коллекторе. На некоторых машинах, например, Ладе Калине, датчиков удельного количества кислорода устанавливается два. Замечено, что состояние устройства напрямую связано с расходом горючего.

Основываясь на показаниях датчика кислорода, система управления двигателем корректирует состав горючей смеси, если она беднеет. Наличие кислорода изменяет разность электрических потенциалов в выхлопных газах, и эти изменения улавливаются прибором.

Кислородные датчики с разных машин

Лямбда-зонд может работать только в определённом температурном диапазоне, поэтому в него встроен тепловой элемент, который включается в момент запуска мотора.

Схема датчика кислорода такова:

Датчик кислорода в разрезе

Признаки неисправности

На неисправность датчика кислорода указывают следующие признаки:

  • Сообщения бортового компьютера о чрезмерно богатой смеси, если на это нет причин.
  • Замедленная реакция датчика на изменение состава смеси.
  • Пропуски зажигания.
  • Неполадки в системе электропитания.
  • Внешние повреждения корпуса датчика.
  • Мотор неустойчиво себя ведёт на низких оборотах.
  • Ухудшается разгонная динамика автомобиля.
  • Греется катализатор.

Проверка датчика кислорода мультиметром

Диагностика лямбды заключается в контроле напряжения его сигнального выхода с помощью сканера или тестера. Меняя качество смеси, можно   отследить  изменение показаний кислородного датчика, которые в итоге выдадут диагноз об исправности или непригодности последнего. А вот ошибки, которые вам покажет ЭБУ, могут оказаться обманом. Что поделать, иногда и электроника ошибается.

Для проверки кислородного датчика мультиметром нужно, чтобы мотор был запущен и прогрет. Число оборотов коленчатого вала по показаниям тахометра не должно превышать 3000 в минуту.  Далее один из щупов тестера соединяется с выходом зонда, а другой – с «массой» автомобиля и при работающем моторе начинается имитация изменения состава горючей смеси в цилиндрах. При исправном зонде показатели напряжения будут варьироваться от 0,2 до 0,9 вольт.

Мультиметр к лямбда-зонду подключается по этой схеме

Имитировать изменение топливовоздушной смеси можно, впрыснув небольшое количество бензина во впускной коллектор либо сняв шланг с регулятора давления топлива. При этом показания прибора должны резко увеличиться.

Что делать при обнаружении поломки

При показаниях тестера 0,4-0,5 и отсутствии реакции на изменение положения педали акселератора следует заменить кислородный датчик.  Если напряжение и вовсе отсутствует – проверьте визуально и прозвоните идущие к зонду провода.

Лямбда-зонд можно сравнить с первой скрипкой оркестра – его состояние серьёзно отражается на поведении двигателя  и машины в целом. Деталь эта весьма капризная, а в силу применения не совсем качественного горючего не замедлит себя ждать с поломкой, одним из неприятных последствий которой станет резкое увеличение токсичности отработанных газов.

Источник: https://avtomotostyle.ru/raznoe/datchik-kisloroda-kak-proverit-multimetrom.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа авторемонта
Как снять колесо на скутере

Закрыть