Как подтянуть ручной тормоз

Как подтянуть ручник

как подтянуть ручной тормоз

Одним из элементов тормозной системы автомобиля выступает стояночный тормоз, в кругах автомобилистов его называют ручником. Механизм нужен для того, чтобы авто, во время стоянки оставалось на месте (особенно на уклонах). Каждый уважающий себя автомобилист просто обязан знать, как подтянуть ручник.

В чем важность исправности системы

Исправность стояночного фиксатора очень важна, как и любых других элементов, входящих в перечень тормозной системы автомобиля. Задачи, которые выполняет хорошо работающий ручник:

  1. Обеспечивает остановку машины на любых неровностях местности (подъемы, уклоны и т. д.).
  2. Помогает в ситуациях, когда основной тормоз отказал или при экстренном торможении.
  3. Создает управляемый занос (необходимо обладать определенными навыками).
  4. Временно может заменить основную систему (когда она вышла из строя).

Но помните – использование такого механизма, вместо основной системы категорически запрещено хотя бы потому, что он не предназначен для этого. В крайнем случае, когда такое использование все же необходимо, не стоит натягивать ручной тормоз слишком резко, это может ввести автомобиль в занос, спровоцировав опасную ситуацию, в которой можете пострадать как вы, так и другие участники движения.

Ручник состоит из трех главных деталей:

  1. Привод ручника.
  2. Исполнительный механизм.
  3. Узел управления.

Привод являет собой металлический трос. Именно этот трос и приводит в действие колодки автомобиля либо его останавливающую систему (в зависимости от конструктивных особенностей машины). Деталь, которая передаёт усилие на два троса, призвана равномерно распределить усилие между колёсами.

Иногда трос может послабляться, это и приводит к ситуации, когда не держит ручник и его нужно подтянуть. В результате общими силами работников СТО или собственноручно должна быть произведена регулировка ручника.

Исполнительным механизмом ручника, который нужно подтянуть, являются колодки задних узлов, которые приводятся в действие как от ручного, так и от ножного приводов. Таким образом, конструкцию не приходится сильно усложнять.

Причины регулировки стояночного механизма

Проверять состояние тормозов следует один раз на 30 000 километров пробега или ежемесячно. При подозрении, что с устройством что-то не так, проверять деталь можно и чаще, тем более что в такой проверке нет ничего сложного, и она проходит очень быстро.

Алгоритмы диагностики:

  • Можно заехать на крутой подъем и хорошо натянуть рукоятку ручника. Если машина не начинает скатываться после того, как вы отпустили основную педаль, значит, всё в порядке. Если же автомобиль начинает двигаться, попробуйте сильнее подтянуть рукоятку, то же самое? Можете смело загонять машину на смотровую яму и менять расходные части.            
  • Есть еще один способ проверки работоспособности. Включите первую передачу, подтяните ручку ручника и неспешно, плавно, начинайте трогаться, если ручник работает, у вас ничего не выйдет, и мотор попросту заглохнет. Если машина хоть и туго, но поедет, значит, ручник нужно подтянуть, безопасность движения уже под угрозой. Для этого опять же загоните машину на яму и осмотрите систему.

Почему может не работать ручник:

  1. Трос сильно ослаб.
  2. Стерлись колодки.
  3. Большой зазор между накладками и диском (барабаном).

Когда нужно проводить регулировку ручного тормоза

Правильная работа системы стояночного тормоза обеспечивает безопасность дорожного движения, соответственно, она всегда должна работать исправно.

Ручник нужно подтягивать и настраивать, когда:

  • менялись накладки или диски (барабаны);
  • регулировались тормозные колодки или накладки;
  • заменён трос ручного тормоза;
  • произведён обратный монтаж регулирующего механизма;
  • сильно вырос свободный ход ручки стояночного механизма.

Чтобы исправить систему, можно поехать на станцию технического обслуживания, но можно сделать это и самому, для этого нужно знать — как правильно произвести регулировку стояночного тормоза.

В принципе, обладая общим представлением о процессе, вы сможете подтянуть стояночный механизм. Единственное, о чем следует помнить, перед тем как подтянуть тросик ручника это то, что весь процесс должен проходить с соблюдением техники безопасности и в отведенном для этого месте. В противном случае возможно нанесение вреда человеку, который занимается ремонтом.

Итак, ваш ручной тормоз не держит. Следовательно, нужно либо поменять, либо подтянуть его трос. Справиться с этим без особого труда может каждый. Признаком правильной регулировки выступает тот факт, что количество щелчков свободного хода рычага примерно – 5.

Внимание! Для того чтобы понять — почему не держит ручник, нужно обладать некоторыми познаниями о системе в общем. На рисунке приведена схема, которая наглядно показывает принцип действия стояночного механизма.

Регулировка троса ручника везде схожа и мало зависит от особенностей модели автомобиля, просто путем послабления троса выставляется зазор между накладками – колодками задних тормозов, тормоза (если ручник не держит одно колесо) машины.

Чтобы подтянуть трос ручника, следуйте таким правилам:

  1. Поднимите машину на опору или закатите на смотровую яму.
  2. Приподнимите ручку стояночного тормоза на 2-3 щелчка.
  3. В барабане ослабьте контргайку, фиксирующую натяжку троса.
  4. Путем вращения регулировочной гайки подтяните трос.
  1. При правильной регулировке, натянутый ручник должен обеспечивать торможение, в чем можно убедиться, попытавшись покрутить диск машины.

В конце регулировки нужно поставить машину на землю и проверить ручник в действии, если все сделано правильно, автомобиль хорошо фиксируется на месте, его невозможно сдвинуть даже нескольким мужчинам. В противном случае необходимо заново подтянуть механизм.

Источник: https://mashintop.ru/articles.php?id=2884

Регулировка ручного тормоза: как подтянуть ручник

как подтянуть ручной тормоз

› Ходовая часть

В автомобиле присутствуют две тормозные системы – гидравлическая и механическая. Гидравлика выступает основным средством остановки, взаимодействуя со всеми парами колодок на колесах. Механика, в свою очередь, используется для фиксации положения машины на месте. Гидравлика и механика не взаимодействуют между собой напрямую.

Со временем трос ручного тормоза растягивается, из-за чего рычаг не может прижать колодки с силой, достаточной для полной блокировки колес. В таком случае понадобится регулировка механического ручного тормоза. С этой процедурой можно справиться в гаражных условиях.

Главное – понять принцип регулировки, а также иметь при себе необходимый набор инструментов.

Почему нужен исправный ручной тормоз

Ручной тормоз блокирует колеса относительно их оси вращения, тем самым обеспечивая устойчивость на поверхности, включая дорогах с уклоном. Благодаря исправному ручнику возможно выполнение следующих функций.

  1. Устойчивость машины на дороге при стоянке, либо на склоне.
  2. Оказание помощи при экстренном торможении.
  3. Передвижение автомобиля с применением техники управляемого заноса (при наличии соответствующих навыков).
  4. Выполнение функций основного тормоза в случае, если гидравлика выйдет из строя.

Обратите внимание! Запрещается пользоваться ручным тормозом как постоянным тормозным элементом. Причина заключается в высокой опасности вхождения в занос, потому что при остановке подобным образом задействуется только задняя пара колес.

Когда необходима регулировка

Диагностировать стояночный тормоз необходимо как минимум один раз в месяц, либо спустя 30 тысяч километров пробега. В случае наличия подозрений на неисправность проверять состояние узла придется чаще, тем более что процедура легка в выполнении.

Подтянуть трос стоит в таких ситуациях.

  1. Владелец установил новые тормозные колодки.
  2. Из-за плохой работы задних барабанов было принято решение полностью заменить их.
  3. Заменены тормозные диски.
  4. Положение колодок отрегулировано согласно параметрам, указанным производителем.
  5. Заменен тормозной трос в механической магистрали.
  6. Регулировочное приспособление установлено обратно на свое место.
  7. Рычаг начал ходить очень сильно, о чем свидетельствует большое количество щелчков.

Как подтянуть ручной тормоз

Для подтяжки ручного тормоза придется отправиться к сотрудникам сервисного центра, либо попытаться устранить поломку в гаражных условиях. При выборе последнего варианта надо заранее подготовить место выполнения работ, а также полностью соблюдать требования техники безопасности.

Как правило, ремонт ручника заключается в установке нового троса. Но если регулировочный элемент исправен, а на поверхности тросика отсутствуют следы обрыва корда, проблема устраняется регулировкой.

Чтобы правильно подтягивать тросик, необходимо выполнить следующие действия.

  1. Поднимите машину и установите ее на опоры. Этим вы получите доступ к днищу.
  2. Поднимите рычаг ручника на один-три щелчка.
  3. Найдите контргайку регулировочного приспособления в отверстии тормозного барабана и ослабьте его.
  4. Закрутите регулировочную гайку и проверьте, натянут ли тормозной тросик.
  5. Если уровень натяжения троса не повысился, придется ремонтировать систему. Эту работу лучше доверить мастерам сервисного центра.
  6. При удачном повышении натяжения надо убедиться в правильной работе ручника, потянув на себя рычаг. Попытайтесь вручную крутануть колесо вперед или назад. Проследите, чтобы оно не вращалось без применения дополнительных усилий.
  7. Обратно затяните контргайку.
  8. Отпустите рычаг ручного тормоза.
  9. Повторно проверьте поведение колеса. Тут оно должно крутиться свободно.

После снятия опор отпустите машину на землю и повторно протестируйте работу ручника. При наличии подозрений на присутствие неисправности попробуйте снова пройти этапы, описанные ранее.

Регулировка троса ручного тормоза

Комплексная регулировка троса сводится к изменению уровня натяжения между коротким тросиком, идущим от ручника, и двумя тросами, ведущими к левому и правому заднему колесу. Гайка для увеличения или уменьшения степени натяжения находится под днищем автомобиля. В некоторых случаях она располагается сразу же за рычагом – все зависит от конструкции конкретной машины.

Путем закручивания увеличивается натяжение троса ручного тормоза. Процедура проводится до тех пор, пока колеса не будут блокироваться при поднятии рычага на два-три щелчка. Если регулирующая гайка закисла, достаточно воспользоваться специальным средством для очистки от ржавчины. Для этого подойдет WD-40, или его заменитель. При наличии большого слоя ржавчины придется заменить трос ручника вместе с регулирующей гайкой.

Как отрегулировать ручной тормоз Ссылка на основную публикацию

Источник: https://nahybride.ru/hodovaya-chast/kak-otregulirovat-ruchnoj-tormoz

Когда нужна замена или натяжка троса ручника и как это сделать?

как подтянуть ручной тормоз

Ручной тормоз – это противооткатная система, предназначенная для фиксации автомобиля на месте во время остановок и длительных стоянок. На большинстве машин она механическая и работает от рычага с тросовым приводом, воздействующим на тормозные колодки напрямую. Уязвимое место механизма – трос, который со временем растягивается, отчего «ручник» перестает функционировать. Для решения проблемы необязательно посещать автосервис, натянуть или поменять элемент можно самостоятельно.

Устройство стояночного тормоза

Перед тем как заменить трос ручного тормоза или выполнить его натяжку, нужно разобраться в конструкции механизма. Он устроен довольно просто и состоит из таких основных деталей:

  1. Рычаг с подпружиненной кнопкой и защелкой. Находится в салоне по правую руку от водителя.
  2. Металлическая тяга со шпилькой на конце и коромыслом для установки троса расположена под днищем авто и прикреплена к рычагу. Это и есть натяжное устройство «ручника».
  3. Концы троса (или двух тросов), установленные на коромысле, крепятся к рычагам тормозных механизмов задних колес – дисковых или барабанных.

Стояночный тормоз действует так: когда водитель поднимает рычаг в салоне, коромысло перемещается вперед и посредством тросового привода воздействует на колодки. В барабанных механизмах тормозные колодки раздвигаются, а в дисковых – сходятся. «Ручник» удерживает только задние колеса и функционирует независимо от основной тормозной системы, срабатывающей при нажатии педали.

Рукоятка фиксируется в нескольких положениях благодаря защелке. Чтобы ее разблокировать и опустить в исходное положение, на торце ручки установлена специальная кнопка. Если колодки «прихватывают» колеса на втором щелчке, а после четвертого надежно удерживают автомобиль, то считается, что привод работает хорошо.

Когда натягивать, а когда – менять?

В процессе эксплуатации машины стальной трос постепенно растягивается и начинает провисать. Тогда часть рабочего хода рычага используется, чтобы выбрать эту слабину (первые 2-3 щелчка), а уж потом усилие передается на тормозные колодки задних колес. В результате они слабо прижимаются к поверхности дисков или барабанов и автомобиль затормаживается ненадежно.

Первый признак неисправности – «ручник» перестает срабатывать на первых двух щелчках рукоятки и поднимается рукой без всякого усилия. В этом случае однозначно необходима натяжка ручного тормоза, точнее — тросового привода.

Но работа механизма зависит и от других факторов:

  • от степени износа накладок на тормозных колодках;
  • от глубины выработки на поверхности стального диска или барабана.

Истирание накладок не оказывает особого влияния на действие основной системы, поскольку ход гидравлических поршней довольно велик. А вот действие механического «ручника» постепенно ослабевает. Чтобы вернуть его в рабочее состояние, надо компенсировать износ элементов за счет натяжения привода. При удовлетворительном состоянии самого тросика вылета натяжной шпильки хватит, чтобы обеспечить работоспособность стояночного тормоза при любой степени изношенности накладок.

Замена троса производится в таких ситуациях:

  1. Элемент вытянулся до такой степени, что при максимальном натяжении колодки не схватывают диски и автомобиль откатывается на любом уклоне.
  2. Из-за постоянного попадания воды под кожух тросика он заржавел и заклинил намертво. Так случается, когда автомобилист редко пользуется ручным тормозом.

Заклинивание троса также происходит в зимний период, когда вода, попавшая под кожух, замерзает внутри. При таком раскладе не спешите его менять, сначала отогрейте машину в гараже, а потом выгоните влагу с помощью аэрозольной смазки WD-40.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой карбюратор стоит на ваз 2107

Инструкция по натяжке и замене привода

Поскольку механизм стояночной тормозной системы располагается под днищем машины, то для выполнения работ нужна смотровая канава, эстакада либо подъемник. В крайнем случае можно обойтись и без них, но тогда придется вывесить заднюю часть авто и лечь под него, что не только неудобно, но и опасно. Перед тем как подтянуть трос, следует надежно зафиксировать передние колеса автомобиля противооткатными башмаками.

Затем действовать в такой последовательности:

  1. Установите рычаг ручного тормоза в нижнее положение.
  2. Поднимите на домкрате любое из задних колес.
  3. Вооружившись двумя рожковыми ключами, подходящими по размерам к гайкам натяжного устройства, спуститесь в смотровую яму.
  4. Удерживая основную гайку, расположенную на шпильке возле коромысла, ослабьте контргайку.
  5. Закручивайте натяжную гайку, периодически проверяя вращение подвешенного колеса рукой. Чтобы шпилька не крутилась, ее тоже нужно удерживать пассатижами либо ключом.
  6. Прекратите подтягивать трос, как только колодки начнут схватывать колесо. Сделайте 1—2 оборота гайки назад и проверьте работу «ручника». Он должен срабатывать после второго щелчка.
  7. Затяните контргайку, опустите домкрат и попробуйте действие ручного тормоза на уклоне.

Для замены тросового привода придется выделить больше времени, особенно для разборки барабанной тормозной системы. Для вывешивания обоих задних колес приготовьте деревянные колодки, а для замены – стандартный набор инструментов, специальных приспособлений не потребуется. Алгоритм действий такой:

  1. Поставьте авто на яму и ослабьте трос до конца, как рассказано выше. Открутите обе гайки и снимите его с коромысла.
  2. Поднимите заднюю часть машины, установите ее на колодки и снимите колеса.
  3. Демонтируйте барабаны и открутите болты крепления тросика к заднему кожуху.
  4. Снимите тормозные колодки и распорную планку. Добравшись до рычажка, скиньте с него петлю троса. Извлеките его из кожуха, операцию повторите с другой стороны.

Новый тросовой привод установите в обратном порядке начиная с механизмов колес. В конце произведите его натяжку и проверку работоспособности ручного тормоза.

Источник: https://autochainik.ru/tros-ruchnogo-tormoza.html

Как подтянуть ручник на автомобиле самостоятельно: подробная инструкция

Движение на автомобиле нельзя назвать безопасным, если один из его механизмов не работает или работает неправильно. В полной мере это относится к стояночному тормозу, который принято называть ручником. Если ручник не держит автомобиль на подъеме, это не только грозит водителю различными проблемами при стоянке, но и может аукнуться при аварийной ситуации на дороге, когда вовремя активированный стояночный тормоз может помочь избежать столкновения.

Если ручник не держит автомобиль (или держит автомобиль плохо), это говорит о его неисправности. При наличии подобной проблемы не обязательно обращаться в сервисный центр. Чаще всего решить проблему можно собственными силами, подтянув ручник. В рамках данной статьи рассмотрим, как это сделать.

1. Зачем нужен ручник на автомобиле 2. Из чего состоит ручник 3. Как проверить ручник 4. Как подтянуть ручник

Зачем нужен ручник на автомобиле

Перед тем как переходить к рассмотрению вопроса о регулировке ручника, нужно разобраться, в чем его задача. Многие водители вовсе не используют ручник автомобиля, а в некоторых современных машинах он даже «запрятан», например, под подлокотник, который чаще всего у водителя опущен.

задача ручника – воспрепятствование самопроизвольному движению автомобиля при его нахождении на горке. Например, это может быть полезно на стоянке или в пробке на подъеме. Кроме того, с ручника значительно проще трогать в горку или на спуск, особенно если автомобиль оборудован ручной коробкой передач.

Помимо этого, ручник может использоваться при отказе тормозов. Если автомобиль не реагирует на обычное торможение педалью, стояночный тормоз позволит остановить машину, но это негативно скажется на самой тормозной системе автомобиля.

Из чего состоит ручник

Задача у ручника практически идентична задачам, которые возлагаются на обычные тормоза. Отличает ручник от рабочей тормозной системы наличие у него механического привода.

Если рассмотреть простейшую конструкцию стояночного тормоза, это просто трос, который одним концом цепляется к рычагу в салоне автомобиля, а другим к исполнительным тормозным механизмам.

При натягивании рычага сжимаются тормозные колодки, из-за чего и возникает торможение. Соответственно, опуская ручник, водитель разжимает тормозные колодки.

Как можно понять из конструкции ручника, с ним может возникнуть две основные проблемы:

  1. Растяжение троса в процессе эксплуатации, вследствие чего ручник приходится поднимать выше, чтобы эффективность его удержания автомобиля оставалась на прежнем уровне;
  2. Реакция на перепады температуры. Из-за расширения и сжатия металла, входящего в конструкцию стояночного тормоза, также ручник может начать работать менее эффективно.

Как проверить ручник

Перед тем как приступать к достаточно трудоемким работам по подтягиванию ручника, нужно проверить, действительно ли имеется в этом необходимость. Провести диагностику стояночного тормоза можно при помощи специального стенда в сервисном центре, но есть и «народные» методы.

Самый простой способ проверить ручник – это вывесить одно из задних колес автомобиля, поставить автомобиль на ручник и попытаться вручную покрутить колесо. Если колесо прокручивается, значит, стояночный тормоз неправильно работает и требуется, скорее всего, регулировка или замена троса.

Есть еще один способ проверить ручник автомобиля, но он более «жестокий» по отношению к тормозным колодкам автомобиля и другим элементам тормозной системы. Способ заключается в том, что автомобиль ставится на ручник, после чего включается первая передача и давится педаль газа в пол. Если ручник хорошо держит машину, она слегка дернится и сразу заглохнет.

Как подтянуть ручник

Процесс регулировки ручника обычно не сильно отличается от машины к машине. Может быть одно ключевое отличие – регулировка проводится под машиной или из салона. Больше распространен первый вариант, поэтому он и будет рассмотрен более подробно. Чтобы подтянуть ручник из-под автомобиля, необходимо:

  • Поднять ручник на 2-3 щелчка (в зависимости от модели автомобиля данный показатель может разниться);
  • Воспользоваться домкратом, чтобы приподнять машину. Также можно использовать смотровую яму, чтобы проводить работы было удобнее;
  • Ослабить затяжную гайку на регулировочном узле. Вращая другую гайку, натягивайте трос. Со временем вы заметите, что тормозящее усилие на свешенном колесе станет больше. Когда его нельзя будет прокрутить руками, это говорит о том, что трос достаточно натянут;
  • Далее опустите в салоне ручник, чтобы проверить, будет ли при его подобном положении колесо прокручиваться без трудностей;
  • Если все нормально, попробуйте вновь поднять ручник, рекомендуется провести такие тестирования несколько раз;
  • Далее остается затянуть контргайку, и на этом процесс подтягивания ручника можно считать завершенным.

Как отмечалось выше, происходить регулировка ручника может из салона автомобиля. сложность в таком случае – это добраться до нужных регулировочных элементов. Чаще всего, чтобы добраться до регулировочной гайки, достаточно снять панель, которая прикрывает отсек ручника.

(442 голос., 4,59 из 5)

Источник: https://okeydrive.ru/kak-podtyanut-ruchnik/

Как самостоятельно подтянуть стояночный тормоз

Обучение навыкам использования стояночного тормоза является неотъемлемой частью учебного процесса в автошколах. Но, когда дело доходит до практики, большинство водителей даже не вспоминают о существовании этого дополнительного средства безопасности, предпочитая фиксировать свой автомобиль с помощью включения первой передачи.

В принципе на небольших склонах это вполне действенный метод, не говоря о ровных горизонтальных площадках. Но вряд ли вы найдёте хотя бы одного водителя, который бы хотя бы единожды не забыл при включении зажигания, что его машина находится не на нейтральной передаче. И хорошо, если такие случаи заканчиваются просто неожиданным рывком. А что, если впереди всего в нескольких десятках сантиметров стоял другой автомобиль или, к примеру, столб освещения?

Заметим, что подобные ситуации вовсе не редки, поэтому привычка затягивать рычаг ручника – это вовсе не излишество. Но, к сожалению, слишком частое использование стояночного тормоза, а также ряд других причин, о которых мы сегодня расскажем, могут стать причиной снижения эффективности подтормаживания. В таких случаях вовсе не обязательно бежать за новым тросиком – скорее всего, вам просто нужно заняться регулировкой ручника, которая с большой вероятностью решит все возникшие проблемы.

Функции стояночного тормоза

Само название этого механизма говорит о его предназначении – блокировке колёс с целью обеспечения их фиксации касательно направления поступательного движения автомашины, включая случаи стоянки авто на поверхностях с градиентным уклоном.

Перечислим основные функции ручника:

  • обеспечение неподвижности автомобиля во время его стоянки на горизонтальных и наклонных поверхностях;
  • помощь основной тормозной системе автомашины во время экстренного торможения;
  • осуществление манёвров во время движения ТС (при наличии соответствующих навыков);
  • замена основному тормозу при его поломке.

Разумеется, злоупотребление ручным тормозом недопустимо (имеется в виду его использования в качестве замены или дополнения к основному тормозному механизму). Всё-таки его основная задача – это фиксация машины во время её стоянки. Отметим, что сильно натянутый тросик – далеко не всегда благо. Если во время движения автомашины попытаться затормозить ручником – скорее всего, она уйдёт в занос.

Рассмотрим устройство стояночного тормоза и принцип его функционирования. СТ состоит из трёх относительно самостоятельных блоков:

  • механического привода;
  • блока управления;
  • исполнительного устройства.

Привод представляет собой металлический тросик, который тянется от рукоятки ручника до исполнительных механизмов. Именно тросик передаёт усилие от затягивания рычага на тормозные колодки. При этом регулировка ручного тормоза, вернее, степени его натяжения, осуществляется с помощью коромысла, которое также отвечает за разделение усилий на каждое из колёс.

В качестве исполнительного устройства выступают те же тормозные колодки, которые задействуются и при нажатии тормозной педали. Сделано это ради упрощения тормозной системы, для которой надёжность – один из первостепенных факторов. Да и обслуживать автомобиль намного легче при частично совмещённом тормозном механизме.

Стояночный тормоз активируется с помощью рычага, установленного в салоне в районе центрального тоннеля. Он оснащён храповиком, который и осуществляет натяжение тросика на нужную величину.

При затягивании исправного ручника на панели приборов загорится отдельная лампочка, сигнализирующая о том, что автомобиль подторможен.

На некоторых моделях авто при попытке начать движение с включенным стояночным тормозом водитель будет предупреждён звуковым сигналом, что практически исключает возможность растянуть тросик из-за забывчивости автовладельца.

Диагностика ручного тормоза

Осуществление проверки работоспособности стояночного тормоза следует производить с периодичностью раз/месяц (некоторые автопроизводители ориентируют на показатель пробега – каждые 20-30 тысяч километров). Если вы чувствуете, что эффективность фиксации автомобиля ручником снизилась, ждать рекомендованного срока проведения обслуживания ручника не нужно.

При этом существует две распространённых методики диагностирования состояния ручного тормоза:

  • первый способ требует постановки автомашины на достаточно крутой склон (с градиентом от 15 градусов и более) и затянуть рычаг на последнее деление храповика. Если автомобиль при этом удерживается от самопроизвольного движения под действием силы тяжести – всё в порядке. Если нет – очевидно, что он утратил ту эффективность торможения, которая от него требуется, и вам нужно немедленно устранить причину неполной работоспособности ручника с последующей регулировкой или ремонтом механизма;
  • второй способ не требует наличия горки. Проверку можно и нужно осуществлять на горизонтальной поверхности. Для этого затягиваем рычаг на себя до упора, заводим мотор, включаем пониженную передачу (строго говоря – первую) и начинаем медленно и равномерно отпускать педаль сцепления. При полностью исправном ручном тормозе автомашина немного дёрнется, но заглохнет. В противном случае – начнёт движение, возможно, с меньшей скоростью, чем обычно. И тогда также придётся осуществлять натяжку тросика ручного тормоза.

Ощутимое снижение эффективности фиксации колёс ручником может быть вызвано следующими причинами:

  • ослабление натяжения тормозного тросика (характерное при длительной эксплуатации автомобиля без проведения обслуживания СТ, а также при злоупотреблении использованием стояночного тормоза при движении автомобиля);
  • тормозные накладки изношены сверх нормы;
  • зазор между колодками и барабаном увеличен.

Как видим, далеко не всегда ответственность за недостаточную эффективность торможения лежит на самом ручнике.

Перечислим, в каких случаях требуется проведение его регулировки:

  • после каждой замены колодок;
  • если выполнялись работы, связанные с регулировкой тормозных колодок;
  • при выполнении операции замены дисков/барабанов;
  • если свободный ход рычага СТ увеличился настолько, что захватывает все зубцы, вплоть до десятого;
  • после замены тросика и/или других компонентов привода ручного тормоза.

В принципе операция регулировки натяжения тросика несложна, и если у вас нет ни времени, ни желания обращаться в автосервис, выполнить её можно и самостоятельно, даже при отсутствии навыков выполнения подобной работы.

Правда, есть здесь и объективные трудности. Связаны они с тем, что такая операция должна проводиться с соблюдением мер безопасности, поскольку нужен полный доступ к днищу машины. Нелишним будет перед выполнением регулировки заглянуть в руководство пользователя, чтобы изучить особенности конструкции стояночного тормоза в приводной его части.

Подготовительная часть

Перед тем, как приступать к осуществлению регулировки степени натяжения троса ручного тормоза, предстоит запастись следующими инструментами и материалами:

  • трещоткой и рожковым ключом (обычно – на 13, но это зависит от конкретной конструкции);
  • смазка типа WD-40;
  • удлинитель с лампой, если освещенность днища автомобиля окажется недостаточной.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как сделать самому незамерзайку для авто

Работы следует выполнять на подъёмнике/эстакаде, подойдёт и смотровая яма, которой оборудованы многие гаражи. В крайнем случае, можно поддомкратить зад автомобиля и выставить его на колодки.

Отметим, что у некоторых моделей автомашин регулировка ручника производится непосредственно с салона, поэтому данный момент следует обязательно уточнить.

Если доступ к низу автомашины обеспечен, следует убедиться, что неработоспособность СТ вызвана не заклиниванием тросика из-за попадания на его поверхность грязи и других предметов. В этом случае достаточно просто очистить тросик и затем смазать его.

И ещё один нюанс: приступать к регулировке можно, только если техническое состояние тросика, колодок и приводного механизма находится в удовлетворительном (рабочем) состоянии.

Как самостоятельно подтянуть ручной тормоз

Если во время осмотра тросика вы заметили на нём повреждения (трещины, разрывы, другие заметные дефекты), такой приводной механизм подлежит полной замене. Но чаще всего недостаточная эффективность притормаживания стояночным тормозом вызвана ослаблением тросика. Любой опытный водитель хорошо знаком с технологией, как подтянуть тросик ручника, но и для тех, кто сталкивается с этой задачей впервые, объективных сложностей возникнуть не должно.

Отметим, что проверить результаты регулировки несложно, но лучше, чтобы у вас был помощник. Если рычаг СТ затягивается на 5-6 щелчков – это нормально. Если на большее число зубцов – очевидно, что он ослаблен. Если затянуть рукоятку удаётся только на 2-4 щелчка – это перенатяжение тросика, которое тоже чревато большими неприятностями. Так что, осуществляя эту процедуру, ориентируйтесь на оптимальное количество зубцов храповика.

Сущность регулировки натяжения троса, независимо от особенностей конструкции СТ, заключается в изменении величины зазора, имеющегося между тормозными дисками и накладками колодок. Сама регулировка осуществляется посредством изменения длины рабочей части тросика (его укорачивания или удлинения относительно места зажима).

Приводим типовую последовательность действий при самостоятельном выполнении этой процедуры:

  • обеспечиваем свободный доступ к днищу транспортного средства;
  • затягиваем ручник на 2-3 щелчка;
  • находим контргайку регулировочного механизма, ослабляем её, используя отверстие в барабане тормозной системы;
  • начинаем заворачивать регулировочный винт, периодически проверяя натяжение тросика из салона;
  • если хода винта не хватает, чтобы натянуть трос как положено, он подлежит полной замене (эта операция намного сложней, так что может понадобиться помощь специалиста);
  • если рычаг ручника затягивается с нужным усилием, мы своего добились, но нужно ещё осуществить дополнительную проверку, пытаясь провернуть подвешенное колесо руками. Если это удаётся только на пределе усилий – значит, всё хорошо, и можно затягивать контргайку;
  • после этого полностью отпускаем рычаг стояночного тормоза и опять проверяем вращение подвешенного колеса мускульной силой рук – оно не должно подтормаживать (если это так – мы «перетянули» ручник, и нужно ещё раз отрегулировать ручник – немного его ослабить);
  • опускаем машину на землю (если использовался подъёмник или домкрат) и проверяем работоспособность СТ уже в реальных условиях – например, на крутой горке или подтормаживая на ходу.

Источник: https://drivertip.ru/repair/kak-pravilno-otregulirovat-stoyanochnyy-tormoz.html

Регулировка привода стояночного тормоза: почему нужно делать и что понадобится

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Как устроен стояночный тормоз
  • Когда нужна регулировка привода стояночного тормоза
  • Как понять, что пришло время регулировать привод стояночного тормоза
  • Как отрегулировать привод стояночного тормоза

Неправильное натяжение троса ручника влечет за собой сразу несколько проблем с техническим состоянием автомобиля. В результате этого стояночный тормоз не будет удерживать авто неподвижно, может происходить перегрев тормозного механизма, а также будет наблюдаться повышенный износ колодок, барабанов или дисков. О том, как осуществляется регулировка привода стояночного тормоза, вы узнаете из нашей статьи.

Когда нужна регулировка привода стояночного тормоза

Стояночный тормоз в авто выполняет две важные функции. Он не только удерживает автомобиль неподвижно во время стоянки и остановки, но и дублирует гидравлическую тормозную систему. Согласно действующим нормативам все автотранспортные средства в обязательном порядке комплектуются дублирующим механизмом торможения, который позволит остановить автомобиль при отказе основной системы.

Многие отечественные автолюбители не используют стояночный тормоз (или пользуются им крайне редко). Во время стоянки они оставляют машину на передаче (механическая КПП) или устанавливают рычаг переключения АКПП в положение «паркинг». Существует ошибочное мнение, что таким образом они защищают ручник от ускоренного износа.

В тоже время, любые механизмы лучше сохраняют свою работоспособность при постоянном использовании. Если стояночный тормоз с механическим приводов или с электрическим управлением работает редко, то первым элементом, который выходит из строя является трос. Такая неисправность снижает эффективность всего механизма торможения задних колес.

Пользоваться стояночным тормозом необходимо для того, чтобы обеспечить безопасность транспортного средства во время стоянки. Владельцы автомобилей с АКПП наверняка слышали неприятный скрежет и чувствовали небольшой толчок автомобиля, если попытать поставить рычаг переключения передач в положение «Паркинг», не дожидаясь полной остановки машины. Так срабатывает стопорная система трансмиссии. Она не может гарантировать удержание автомобиля во время стоянки при высоких нагрузках.

Если рассматривать авто с «механикой», то стоит отметить, что при включенной передаче во время стоянки образуется жесткая связь неработающего двигателя с ведущими колесами. При сильном воздействии (к примеру, когда тяжелый автомобиль стоит под уклоном) вращение колес приводит к проворачиванию элементов двигателя. Такая ситуация может стать причиной дорогостоящего ремонта ГРМ или мотора.

При некоторых обстоятельствах, наоборот, не рекомендуется затягивать ручник во время стоянки авто. Зимой после мойки или во время снега с дождем влага, попавшая в механизм привода ручного тормоза, замерзает и заклинивает его.

К факторам, способствующим потере работоспособности стояночного тормоза, можно отнести разрушение оболочки троса.

В результате попадания грязи, пыли и влаги под оплетку, а также под влиянием коррозии трос привода ручника закисает и теряет способность перемещаться внутри оболочки, а двигается вместе с ней.

Потеря подвижности троса также может происходить в результате плавления оболочки, так как привод стояночного тормоза располагается недалеко от выхлопной системы. Во всех описанных здесь случаях специалисты по ремонту автомобилей рекомендуют заменить трос ручника вместе с оболочкой.

Еще одной часто встречающейся неисправностью привода стояночного тормоза является чрезмерное растяжение троса. При этом не получится сделать нормальную регулировку ручника, поэтому он не сможет удерживать автомобиль в неподвижном состоянии. К тому же, слишком растянутые тросы мешают корректной работе задних тормозных механизмов. После замены привода ручника в обязательном порядке проводится регулировка его натяжения.

Как понять, что привод стояночного тормоза нуждается в регулировке

Специалисты рекомендуют диагностировать состояние стояночного тормоза каждые 30 тыс. км пробега либо раз в год, если автомобиль мало эксплуатируется. Кроме того, необходимо проводить диагностику работоспособности ручника при наличии подозрений на наличие неисправности. Эта достаточно простая процедура, которая может проводиться самостоятельно.

Насколько правильно выполнена регулировка привода стояночного тормоза вашего авто можно проверить двумя способами.

  1. Первый вариант предполагает наличие крутого уклона, на который нужно установить авто и затянуть стояночный тормоз. Если привод ручника отрегулирован правильно, то машина не будет скатываться. Если же авто начинает двигаться, нужно попытаться затянуть стояночный тормоз до упора. Если и это не помогло, нужно обратиться в автосервис для регулировки или ремонта привода ручника.
  2. Второй способ диагностики регулировки привода ручника может применяться на ровной площадке. Для этого нужно затянуть стояночный тормоз, завести мотор, включить передачу и плавно отпускать сцепление. Если мотор при этом заглохнет, значит с ручником все в полном порядке.

    Если же, при полностью затянутом стояночном тормозе машина будет двигаться, значит вашему авто необходим квалифицированный ремонт.

Симптомы, указывающие на неисправность привода стояночного тормоза:

  • Заметное ослабление натяжения троса ручника.
  • Повышенный износ тормозных колодок.
  • Увеличенный зазор колодками и барабанами тормозного механизма задних колес.

Необходимо выполнить регулировку привода стояночного тормоза если:

  • Произведена заменена тормозных колодок задних колес.
  • Выполнялась замена барабанов или тормозных дисков задних колес.
  • Проводились работы по регулировке положения тормозных колодок задних колес.
  • Выполнена замена троса стояночного тормоза.
  • Выполнялась переустановка регулировочного механизма ручника.
  • Увеличился ход рычага ручника до 10 зубьев.

Проверка состояния и регулировка привода стояночного тормоза должна выполняться квалифицированными специалистами. При наличии соответствующих знаний об устройстве автомобилей можно попытаться решить эту задачу своими силами.

Такие работы выполняются в специально оборудованном для ремонта авто месте с соблюдением требований техники безопасности. Перед началом регулировки и ремонта стояночного тормоза следует ознакомиться с устройством этого элемента на конкретном авто. Найти соответствующую информацию можно в эксплуатационной инструкции автомобиля.

Этапы регулировки привода стояночного тормоза

Работа по регулировке привода стояночного тормоза предполагает перемещение уравнителя троса ручника по направлению к передней части кузова авто. У разных моделей машин регулировочный механизм может располагаться под днищем или в салоне автомобиля.

Регулировка механизмов, располагающихся внутри автомобиля, производится через специальный лючок, который находится в центральной панели между сидениями водителя и переднего пассажира. В качестве примера приведем порядок действий по настройке привода стояночного тормоза, если регулировочный механизм расположен под днищем кузова. В этом случае автомобиль нужно установить на смотровую яму или на эстакаду.

Инструкция по регулировке привода стояночного тормоза:

  • С помощью щетки с металлическим ворсом необходимо очистит от коррозии и загрязнений резьбу регулировочной тяги.
  • Затем нужно ослабить контргайку. Для откручивания/закручивания гайки используются два ключа (одним нужно зафиксировать регулировочную гайку, а другим открутить контргайку).
  • Для изменения положения регулировочной гайки, ее следует закрутить на определенное число витков.
  • После закручивания регулировочной гайки нужно затянуть контргайку (гайки должны плотно прижиматься друг к другу).

Проверка регулировки привода стояночного тормоза входит в программу обязательного техосмотра автотранспортных средств. В этом случае выполняются следующие операции:

  1. ручной тормоз должен удерживать авто с полной снаряженной массой на уклоне 16º — 25º (в зависимости от требований к автомобилю);
  2. диагностика стояночного тормоза проводится на специальном барабанном стенде, который позволяет измерить тормозное усилие и равномерность его распределения между механизмами торможения задних и передних колес.

Существует несколько методов, с помощью которых можно самостоятельно проверить натяжение троса привода стояночного тормоза:

  • по числу щелчков рычага ручника. В этом случае необходимо изучить рекомендации производителя по конкретной модели авто (например, для ДЭУ Matiz нормой составляет 7 щелчков, а для вазовской «шестерки» от 2 до 4 щелчков). Минус регулировки стояночного тормоза в соответствии с такими требованиями состоит в том, что в некоторых случаях если сразу заменить задние колодки и барабаны (или диски) эти детали будут сильно прижаты друг к другу. Учитывая это обстоятельство можно порекомендовать сразу после замены колодок/барабанов делать ослабленную регулировку привода стояночного тормоза, а после притирки колодок провести подтяжку ручника;
  • по силе, с которой колодки прижимаются к тормозному барабану или диску. Чтобы отрегулировать степень прижатия фрикционных накладок, необходимо вывесить задние колеса на подъемнике или с помощью подкатного домкрата. Затем необходимо подтягивать привод стояночного тормоза до тех пор, пока при отпущенном ручнике колодки будет слегка касаться тормозного диска или барабана. Степень прижатия должна быть такой, чтобы колесо можно было без особых усилий прокрутить рукой, и во время его вращения был слышен еле заметный шелест от касаний колодок и поверхности тормозного барабана. Если регулировка привода стояночного тормоза после замены задних тормозных колодок выполнена таким образом, то после притирания накладок на протяжении 100-200 километров пробега, зазор между ними и барабаном будет оптимальным.

Отдельно стоит отметить конструкционную особенность переднеприводных моделей ВАЗ. У таких авто наблюдается недостаточная натянутость троса ручника даже после правильно выполненной регулировки привода стояночного тормоза. Это происходит потому, что наконечник троса ограничивает перемещение рычага.

Когда происходит затягивание ручника возвратная пружина слишком рано соприкасается с ограничителем. Для устранения этой проблемы некоторые автолюбители производят спиливание ряда витков возвратной пружины. Выполнять такую операцию следует очень аккуратно, чтобы не деформировать трос привода стояночного тормоза.

При этом, отрезанные витки с обеих сторон пружины должны иметь одинаковую длину.

Источник: https://rad-star.ru/pressroom/articles/regulirovka-privoda-stoyanochnogo-tormoza/

Как подтянуть ручник своими руками? Инструкция, признаки неисправности

Как известно, в автомобиле используется несколько тормозных систем. Помимо рабочей и запасной, есть еще и стояночная. В простонародье ее называют «ручником». На грузовиках этот элемент приводится в действие воздухом.

Но на обычных легковых авто и микроавтобусах это архаичный тросиковый элемент. Конструкция довольно простая (поскольку не требует компрессора, ресивера и прочих деталей, как в пневмосистеме), однако нуждается в периодической регулировке.

В сегодняшней статье мы рассмотрим, как подтянуть ручник на ВАЗе и других автомобилях своими руками.

Основные признаки неисправности

Как подтянуть ручник на «Шевроле» или любом другом автомобиле? Определить неисправность данного элемента достаточно просто. Следует заехать передней частью на уклон. По правилам, стояночный тормоз должен удерживать машину под углом в 17 градусов. Итак, заезжаем на подъем, ставим на ручник и глушим двигатель.

На передачу машину не устанавливаем. Если автомобиль начал катиться вниз, это первый признак ослабшего ручника. Можно проверить данный элемент и без практических занятий. Так, достаточно посчитать суммарное количество щелчков в рычаге. Их должно быть 5-6.

Если щелчков меньше или больше, значит, автомобилю требуется регулировка стояночного тормоза.

Также допускается тест ручника и на абсолютно ровной поверхности. Так, следует затянуть рычаг до упора и включить передачу. Плавно отпуская сцепление, попытаться тронуться с места. Если это исправный ручник, вы почувствуете, что автомобиль будто прикован к земле. Сдвинуть его с места практически невозможно. Но если с затянутым ручником вы спокойно совершили движение, значит, тросик ослаб. Выход из ситуации – подтяжка стояночного тормоза.

Подобную диагностику следует производить раз в год или каждые 30 тысяч километров. Своевременная проверка элементов тормозной системы позволит избежать многих аварийных ситуаций.

Причины

Наиболее частая причина данных неисправностей – это естественный износ элемента стояночного тормоза. Тросик имеет свойство растягиваться. Поэтому неудивительно, что время от времени автомобилисты задаются вопросом о том, как подтянуть ручник на «Хендай Акценте» и других машинах. На иномарках этот узел служит достаточно долго. А вот на ВАЗах может приходить в негодность уже через 2-3 года. Но все зависит от интенсивности эксплуатации.

Опытные автомобилисты ставят машину «на передачу» — эта процедура не вредит машине и продлевает срок службы стояночному тросику. Также причина может заключаться и не в самом тросике. Например, ослабший ручник может сигнализировать об изношенных колодках в барабанном или дисковом механизме. В таком случае накладки меняются попарно. Для барабанных тормозов приобретается четыре колодки (верхняя и нижняя с каждой стороны), а для дисковых – две.

Если затянуть ручник, не меняя накладки, это может способствовать ухудшенному торможению на ходу.

Колодка имеет свой критический износ. Если фрикционный материал стирается, металлическая часть накладки начинает тереться о поверхность диска или барабана. При игнорировании проблемы возникают существенные задиры и царапины. Спасти такую ситуацию поможет только проточка (да и то не всегда). Поэтому всегда проверяйте состояние колодок и производите их замену по регламенту.

Где находится

Прежде чем узнать, как подтянуть ручник своими руками, нужно найти, где он находится. А расположен он под днищем. Стоит отметить, что таких тросиков у машины несколько – каждый идет на свое колесо (правое и левое). Ближе к середине кузова они объединяются в один единый элемент. Здесь и находится регулировочная гайка, которую нам нужно использовать. Также нам понадобятся упоры для колес и набор рожковых ключей.

Приступаем к работе

Итак, для начала устанавливаем автомобиль на передачу (если это заднеприводное авто, то на «нейтраль»). Перед тем как подтянуть ручник на «Киа», нужно поддомкратить заднюю часть авто. А лучше всего производить работы на яме или эстакаде. При отсутствии таковой делаем работы на ровной асфальтированной поверхности. Под передние колёса ставим «противооткаты». Лезем под днище и находим место разветвления тросика. Здесь же будет находиться регулировочная и контргайка.

Последнюю следует предварительно открутить. При помощи плоскогубцев захватываем переднюю часть стояночного тросика. Другой рукой берем ключ соответствующего размера и вращаем регулировочную гайку. Если во время испытаний рычаг выдает больше щелчков, чем положено, значит, элемент нужно закрутить. Если меньше, то открутить. На сколько витков будет закручена или вывинчена гайка, зависит от запущенности ситуации.

Иногда для получения нужно эффекта нужно повторить эту процедуру дважды или трижды.

Завершение работ

После регулировки, закручиваем намертво контргайку (так, чтобы она не открутилась и не пропала при движении) и проверяем эффективность работы стояночного тормоза. При необходимости, повторяем процедуру еще раз. На этом вопрос «как подтянуть ручник своими руками» можно считать закрытым.
Стоит отметить, что настройка тросового привода имеет аналогичный принцип, вне зависимости от марки автомобиля и даже от того, какой тип тормозов установлен (барабаны или диски).

Заключение

Итак, мы выяснили, как подтянуть ручник своими руками. Перед испытаниями важно вывесить каждое из задних колес автомобиля и попробовать прокрутить его. Диск должен вращаться свободно, без заеданий. Если все именно так, значит, процедура по подтяжке стояночного тормоза прошла успешно.

Источник: https://FB.ru/article/321685/kak-podtyanut-ruchnik-svoimi-rukami-instruktsiya-priznaki-neispravnosti

Как подтянуть ручник на ладе калине? регулировка натяжения ручного тормоза в 6 этапов — Тюнинг и ремонт

Головка на 8 под трещёткуНабор ключей на 13Напарник (желательно самый крутой автослесарь)

  1. Два ключа на 13. Желательно чтобы один из них был торцевым.
  2. Головка на 8.
  3. Напарник, но можно и без него. Правда без него сложнее.

Принцип выполнения регулировки ручника

  1. Полностью опустите рычаг ручника в салоне.

    Опустите ручку ручника

  2. Поставьте автомобиль на яму или поднимите её на подъёмник. Некоторые автовладельцы умудряются отрегулировать ручник «с бордюра» — но это неудобно и опасно.
  3. Снизу автомобиля найдите резонатор и снимите его с резиновых кронштейнов.

    Снимите глушитель с крепления к кузову

  4. Открутите «трещоткой» 4 болта крепления защиты механизма регулировки ручника (защитный экран).

    Снимаем и отводим в сторону защитный экран

  5. Далее можно либо снять защитный экран, но, как мне кажется, проще его отвести вперёд за глушитель, освободится место, которого хватит для свободной работы.

    Механизм выглядит так

  6. Ослабьте ключом на 13 затяжку первой гайки.

    Ослабляем

  7. Закручивая регулировочную гайку, подтяните тросик ручника, который выходит из салона.
  8. Попросите напарника проверить ход ручки рычага, либо проверьте его сами.
  9. Как только ход ручника будет 3-4 щелчка, затяните контргайку.
  10. Перед заключительным этапом работы, необходимо проверить работоспособность тормозного механизма. Для этого вывешивают задние колёса и смотрят, как они вращаются с выключенным ручным тормозом. Также проверяют как колёса схватываются при поднятом ручнике.
  11. Далее возвращают защитный экран на место, прикручивают его на посадочные места и одевают на резонатор резиновые крепления.

Почему его необходимо часто подтягивать

Особенность механизма такая, поэтому и приходится часто подтягивать ручник. Плюс некачественные запчасти изначально, и конструкция, которая не менялась ещё со времён Царя-Гороха!

В иномарках (не во всех конечно) в заднем тормозном механизме (барабан или диск) стоят самоподтягивающиеся пружины, которые подтягиваются в зависимости от износа колодок.

Как должен работать правильно настроенный ручник

Ход ручника в автомобиле Лада Гранта должен составлять не более 6 щелчков с момента его поднятия. Допускается увеличение хода работы ручника до 8 щелчков, но не рекомендуется.

Так быть не должно (при этом тормоза не схватывают задние колёса)

В идеале конечно же 3-4 щелчка. При такой настройке ручника у Вас будет запас его хода, когда тросик ослабнет и колёса начнут схватывать позднее.

>

Если у Вас наблюдается ситуация когда ручник «вытягивается» на полную, а колёса не схватываются, то возможны следующие причины:

  1. изношены задние тормозные колодки;
  2. поломан или растянут тросик ручника/

Регулировка стояночного тормоза. Как подтянуть трос ручника. Почему не держит ручник, плохо держит ручной тормоз

Отсутствие правильного натяжения троса может не только стать причиной того, что ручник не держит, но и привести к перегреву и ускоренному износу фрикционных накладок, барабанов. Рассмотрим как осуществляется регулировка стояночного тормоза барабанного типа, а также как подтянуть трос ручника на автомобиле с задними дисковыми тормозными механизмами.

Ручник не держит

Статья и представленные видео посвящены регулировки ручного тормоза, но в некоторых случаях ручник не держит по причине изношенных тормозных колодок либо отсутствия троса. Если ручной тормоз не работал с момента покупки автомобиля, перед началом регулировки убедитесь, что трос не был оборван из-за естественного износа или плохого крепления.

Барабанные тормоза

Проще всего регулировка ручника осуществляется на барабанной тормозной системе. Схематическое изображение устройство ручного тормоза ВАЗ 2113-15.

Поднятие рычага ручника приводит к перемещению тяги (5), от которой к каждому из колес под днищем автомобиля идут контуры троса. Проходя через тормозной щит, тросы соединяются с рычагами ручного привода колодок. При поднятии ручника трос воздействует на рычаг (13), верхняя часть которого закреплена на оси (12). В итоге созданное рычагом усилие через разжимную планку равномерно передается на тормозные колодки, прижимая их к барабанам.

В некоторых видах конструкции вместо тросов применяется комбинация тяг, но именно описанное выше устройство можно встретить на всех современных автомобилях с задними барабанными тормозами.

Как подтянуть трос

Суть регулировки заключается в перемещении уравнителя троса по тяге в направлении передней части автомобиля. В зависимости от конструкции автомобиля, механизм для регулировки может находиться в салоне либо под днищем, как в случае с ВАЗ 2115,2114,2113,2199,2109,2108, Opel Astra F и многими другими авто.

Для доступа к регулировочному механизму, расположенному в салоне, в центральном туннеле зачастую имеется специальный лючок. В нашем случае процесс описан и показан на видео на примере авто, где регулировка осуществляется под днищем, поэтому автомобиль предварительно нужно загнать на эстакаду либо смотровую яму. Инструкция, которая позволит подтянуть трос, если не держит ручник.

  1. Металлической щеткой очистите резьбу регулировочной тяги.
  2. Ослабьте контргайку. Чтобы при откручивании и обратном закручивании после регулировки придать конструкции жесткость, потребуются 2 ключа – одним в момент откручивания нужно удерживать регулировочную гайку, а вторым откручивайте контргайку.
  3. Сместите положение регулировочной гайки, закрутив ее на необходимое количество витков.
  4. После завершения регулировки подтяните контргайку так, чтобы она плотно прижалась к регулировочной гайке.

Какая степень натяжки считается правильной

В случае техосмотра, который в РФ на гражданских транспортных средствах не проводится, эффективность ручного тормоза проверяется двумя способами:

  • автомобиль с полной снаряженной массой должен быть надежно зафиксирован ручным тормозом на уклоне 16º или 25º, в зависимости от актуальных требований;
  • действие ручного тормоза проверяется на специальных барабанах. При этом измеряется не только тормозное усилие, но и равномерность ее распределения между задними колесами.

Народные методы

При самостоятельной регулировке стояночного тормоза оценить натяжение троса ручника можно двумя способами:

  • по количеству щелчков. При этом информацию стоит искать по конкретной модели автомобиля, так как, к примеру, для Daewoo Matiz нормой будет 7 щелчков, а для ВАЗ 2106 – 2-4 щелчка. Недостаток регулировки лишь в том, что иногда после замены тормозных барабанов, колодок, и соблюдении усредненного значения по количеству щелчков даже при опущенном ручнике тормозные колодки могут быть излишне сильно прижаты к барабанам. Поэтому после обслуживания задних барабанных тормозов степень натяжки должна отличаться от усредненных требований, но после притирки ручник нужно будет обязательно подтянуть;
  • по степени прижатия фрикционных накладок. Для регулировки ручника задние колеса необходимо будет вывесить. Подтягивать трос нужно до такого состояния, чтобы при опущенном рычаге стояночного тормоза колодки едва касались тормозных барабанов. При вращении от руки колесо должно довольно свободно вращаться, но при этом будет ощущаться едва заметный звук от прижатых к барабанам фрикционных накладок (если колодки изношенны неравномерно, то характерный звук при вращении будет в определенном положении колеса). При такой регулировке после преодоления 100-200 км фрикционные накладки немного сотрутся, и зазор станет близким к идеальному.

Владельцам ВАЗ

На автомобилях ВАЗ переднеприводной компоновки ручник может плохо держать, даже если вовремя подтягивать трос. Случается это из-за конструкции наконечника троса, ограничивающего амплитуду движения рычага ручного привода колодок.

При затягивании ручника возвратная пружинка слишком рано упирается в ограничитель. Чтобы решить эту проблему, владельцы спиливают несколько витков возвратной пружины.

При этом следует быть очень аккуратным, чтобы не повредить сам трос ручника, а также следить за тем, чтобы убранные отрезки были с обеих сторон равной длины.

Ручник на задних дисковых тормозах

Чтобы уделить больше внимания процессу регулировки и не вдаваться в тонкости принципа работы стояночного тормоза с механическим приводом на дисковых тормозах, перечислим лишь основные виды устройства.

  • Тормозной диск удерживается дополнительной колодкой, которая при поднятии ручника посредством коромысла прижимается к рабочей поверхности диска.
  • Устройство тормозного диска позволяет разместить во внутренней полости отдельные тормозные колодки. Принцип работы напоминает работу барабанных тормозов.
  • Конструкция с механическим подпором рабочего поршня. В полости тормозного поршня располагается храповик (для автоматического сведения колодок), в который упирается шпилька с трапецеидальной резьбой. Изогнутая штанга приводит в движение шпильку путем проворачивания вала с концентрической проточкой.

Регулировка

В случае с наиболее распространенным барабанным типом конструкции отрегулировать ручник можно вращением регулировочной «собачки». Сам регулятор может находиться в боковой либо нижней части тормозного механизма. Доступ к нему осуществляется через технологическое отверстие в щите, которое должно быть прикрыто заглушкой.

В некоторых видах конструкции регулятор может стопориться пружинящим элементом, поэтому для освобождения и вращения «собачки» его придется отгибать. Устройство ручника на задних дисковых тормозах и регулировочный механизм отлично показаны на видео.

Источник: https://autolirika.ru/remont/regulirovka-stoyanochnogo-tormoza.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа авторемонта
Как снять стартер на дэу нексия

Закрыть